Что общего у слов: термос, ксерокс, галифе, примус, кеды? Когда-то они были именами собственными (название фирмы или конкретный человек), а стали нарицательными, причем, активно употребляемыми в обычной речи.
Судьба слова «гаджет» несколько иная. Вначале было французское слово, означающее техническую скобу, на которую нередко вешали разнообразные вещи. Затем им наградили в качестве имени мультипликационного персонажа - незадачливого кибер-полицейского, составленного из разнообразных приспособлений.
В этом он чем-то похож на Филлиаса Фогга из мультфильма «30 дней вокруг света», который в каждом эпизоде брал необходимые предметы, которые позволяли избежать неприятностей или выпутаться из проблем. А затем слово «гаджет» стало означать именно полезные мобильные устройства.
Столь длинная филологическая прелюдия была необходима, дабы понять, зачем собственно в 1999 году был снят фильм «Инспектор Гаджет», мало походящий на оригинальную мульт-версию событий. В-первых, детишкам хотели напомнить «откуда есть пошло слово».
Во-вторых, этот фильм оказался самым неожиданным образом вплетен в хитрые построения относительно теории жанров, о чём мы собственно и будем рассуждать. Начнем с того, что изначальный Гаджет снабжен внешностью частного детектива: плащ и шляпа.
И в соответствии с негласными канонами нео-нуара он является олицетворением «кризиса мужественности», так как в мультфильме расследование вместо него, по сути, ведет племянница. Мульт-Гаджет - некий «тролль»; неслучайно музыкальная тема походит на «Пещеру горного короля» Эдварда Грига.
В последующем фильме девальвация криминального образа сыщика была абсолютной. Он показан как исключительный недотепа. И подобно всяким олухам он становится Супер-героем. Как и во многих подобных случаях это совершается категорически случайно, без каких-либо усилий и физических напряжений. Бац!!! И ты уже «новый робокоп».
Можно даже обнаружить некое сходство с историей о человеке-пауке, недаром оригинальному Гаджету в определенный момент надо противостоять почти точной копии - Лже-Гаджету. При этой главный злодей, доктор «Клешня» невольно наводит на мысли о нео-нуаре «Долгое прощение».
Он потянут, изобретателен, хотя и не гениален, харизматичен, амбициозен. В то время как противостоящий ему сыщик может похвастаться только «добрым сердцем». Кинокартина как бы окончательно рушит «миф о частном детективе», пытаясь забить последний гвоздь в крышку этого «сюжетного гроба».
Что интересно, Лже-Гаджет как раз идеально подходит к требованиям, которые предъявляются к главному герою классического нуара. Он злой, язвительный распускающий кулаки, не терпящий возражений, готов сначала действовать, а затем думать.
То есть вам как бы говорят, что современный криминальный жанр (по состоянию на 1999 год) вывернут наизнанку. Недаром в отношении Гаджета применили «сказочный прием», позволяющий идентифицировать его как «принцессу» («спящую красавицу»). Его целуют, дабы пробудить от «смертельного сна».