Интересный отклик получила моя полусаркастическая статья о гонениях на Болонскую системы в отечественных образовательных кругах после очередного санкционного крестового похода. Наверное, как автору сей писанины стоит шире раскрыть свои мысли в отношении образовательных процессов и идеалов. Совсем скоро уже наступит время как я 15 лет буду работником высшего образования и специалистом в области профессионального образования и переподготовки специалистов нефтегазовой отрасли. За все это время у меня было множество метаний и мыслей «какая система правильнее», да «какой подход лучше» и, как ни странно, чем дольше я в среде, тем больше убеждаюсь, что строится все на педагогическом творчестве и индивидуальном подходе.
Любая попытка «запихнуть» процесс освоения, изучения и научения в строгие рамки и алгоритмы - ведет к формализации, бюрократизации и потере жилки педагогического творчества. Нет, не стоит думать, что я педагог-анархист, который не признает никаких систем и авторитетов. Ключевой посыл и мысль такова - нужно не пытаться доказать какая образовательная система лучше, с целью уничижения и полной победы одних над другими. Педагог, на мой взгляд, должен стремиться искать наилучшие инструменты применительно к своей дисциплине или отрасли наук.
Ключевым должно быть не то используешь ты тест, опрос или систему кейсов в своем образовательно-педагогическом подходе. На мой взгляд, важнее то, как ты пытаешься вовлечь своих слушателей в процесс обучения. Будет это игровая форма или яркая лекция в стиле науч-поп, будет это дискуссия или просмотр фильма с обсуждением- какая по итогу разница, если итогом будет освоение материала, вовлеченость и горящие глаза студента?
Не кажется ли Вам, что война за ЕГЭ или против, попытки доказать, что бакалавры лучше специалистов, а отрасль «не понимает» что такое «магистрант» - это второстепенное явление, на которые мы, как педагоги, пытаемся переложить ответственность?
Не кажется ли Вам, что это попытка убежать от проблемы ссылаясь вечно на «нынешнее поколение тупее и тупее» или на «вот все из-за этих тестов и ЕГЭ - ничего современные студенты не могут»? Может быть я буду рассуждать глупо, но не поколение ли «тестов и ЕГЭ» в глобальном масштабе сейчас совершает новые и новые открытия? Сомневаюсь, что это мумии великих ученых песком потряхивая в своих саркофагах сейчас создают новые открытия и технические прорывы в различных областях науки.
Не кажется ли нам, что это не «студентам стали тупые», а мы безнадежно устареваем и это просто детские и инфантильные отговорки, чтобы прикрыть свою неготовность к изменяющемуся миру? Что мы стараемся просто затормозить разгоняющееся от секунды к секунде информационное общество и втиснуть его в свои рамки представления «а как оно должно быть»?
Безусловно, это будет доброй порцией дерьма на вентилятор архаичных взглядов, но я сейчас склоняюсь все больше не к тому, чтобы оценить как именно повлияет введение очередной образовательной системы на особенности подготовки, а к тому как в рамках своей деятельности построить микроимперию знаний, Вселенную, куда мои слушатели хотели бы приходить, чтобы погружаться и осваивать основы, например, бурения скважины. И, в моменте, мне плевать - будет это бакалавриат, специалитет, магистратура или какой-либо образовательный неологизм. Важно лишь то, что вышедшие после моих занятий студенты смогут интегрироваться в промышленности и стать хорошими специалистами и мастерами своего дела.
Не хочется быть тем самым пьяным мужиком в майке-алкоголичке, который спорит с телевизором у себя на кухне о глобальных вопросах развития мира. Как говорил М. Гроунинг (цитата П.Воли) - «Если вы не хотите, чтобы Ваш сын был похож на Барта Симпсона, вы сами не должны быть Гомером Симпсоном».
Тот самый Епихин