Давайте сначала разберёмся. Что же такое - техника чтения вообще?
Техника чтения - это умение быстро и правильно читать текст. Она включает в себя несколько навыков:
▫️ Скорость чтения. Это количество слов, которые вы можете прочитать за минуту. Чем выше скорость чтения, тем лучше вы понимаете текст.
▫️ Понимание прочитанного. Это способность понимать смысл текста и извлекать из него информацию.
▫️Выразительность чтения. Это умение читать текст выразительно, с интонацией и паузами.
▫️ Беглость чтения. Это способность быстро переходить от одного слова к другому без задержек.
▫️Зрительная память. Это способность запоминать информацию, которую вы читаете.
Для улучшения техники чтения можно использовать различные упражнения, такие как чтение вслух, чтение с разной скоростью, чтение с разными интонациями и т.д. Также важно тренировать зрительную память, запоминая слова и фразы, которые вы читаете.
❓Проверять ли технику чтения?
❓Если проверять, то как и зачем?
❓Что важнее осмысленное чтение или скорость и беглость чтения?
❓Разные ли это виды работы?
Давайте попробуем разобраться.
Дело в том, что у детей, когда они читают, происходит фонетическая идентификация текста (дети «слышат в голове» то, что читают, но не факт, что осознают и хорошо понимают) Многие же взрослые, которые отлично владеют беглым чтением, этот этап пропускают, сразу переходят к смыслу. Но если вы начнете читать сложный незнакомый текст или текст на иностранном языке, вы сразу поймёте, о чём идёт речь. Поэтому обучение беглому чтению очень важно на этапе обучения чтению!
Процессом овладения чтением и собственно самого чтения как формы овладения информацией управляет центральная нервная система. Она создает и усложняет связи между нейронами. Поэтому осознанное чтение - это совершенно отличный от скорости и беглости чтения процесс. Никогда нельзя смешивать эти два разных вида работы!
Поэтому для нарабатывания скорости чтения мы можем использовать бессмысленные трудные сочетания букв и слогов. Если дети читают слова, и у нас цель - наработать скорость чтения, совсем не обязательно пояснять смысл этих слов. Здесь можно использовать «инопланетные» слова. Можно устроить соревнования, игру, командную игру, квест. Все, что угодно, чтобы детям было интересно.
Но если мы проверяем осмысленное чтение, то мы уже не считаем знаки, не засекаем время. Мы работаем с осмыслением прочитанного.
Но как работать со смыслом, если мы не научились скоро и бегло читать?
Самое главное! Надо помнить о том, что скорость, беглость чтения и смысловое чтение - это два совершенно разных вида работы, которые нельзя смешивать!