Найти тему
Мама Игоря

Джошуа Белл и псевдоинтеллектуальные «социальные эксперименты» в метро

Оглавление

До сих пор болею-страдаю и редко выползаю. Но комментарии под роликом настолько вывели из себя, что сил моих нет. Кто-то «пранкует», а кто-то выдаёт такую оценку, что хочется взять скалку и как следует ударить.

«Великий» музыкант
«Великий» музыкант

Очень «полезный» эксперимент

В чём суть треша?

Значит, есть некий «именитый музыкант» Джошуа Белл. У него там какой-то концерт состоялся со средним ценником за билет в $100. У него скрипочка за $3,5 млн.

Вот, этот дядечка со своей скрипочкой за несколько дней до концерта припёрся ко входу в метро и 45 минут играл чего-то там из Баха, при этом остановились рядом с ним 6 человек, а кинули денег 22 человека.

Выводы автора ролика: людям так сложно заметить красоту о_О

Довольно сомнительные тезисы

У меня к этому эксперименту сразу возникают вопросы.

Во-первых, кто такой Джошуа Белл? Нет, безусловно, поисковик ответил, что это, якобы, «самый титулованный камерный исполнитель» и бла-бла. Но я его не знаю. И, как бы, плевать, нет?

Я ещё не знаю самых титулованных футболистов, теннисистов, пианистов, барабанщиков, рыбаков, вышивальщиц. Почему мне, в принципе, должно быть до них какое-то дело? Или до их деятельности?

По какой причине авторы эксперимента вынесли отдельно стоимость концерта и скрипки? Типа, чтобы что? Просто напоминаю, что вот за эти пандемийные годы у нас банан на скотче на стене продавался за $50 000. Ну, просто, чтобы вспомнили люди, как именно формируются ценники в современном искусстве.

Во-вторых, даже если теоретически я буду знать всю перечисленную информацию: по какой причине мне нужно останавливаться при виде этого самого Белла со скрипочкой в метро? Потому что «на халяву» могу послушать в метро музыку, за которую другие $100 заплатили? Авторы ролика в курсе же, что шведский стол – не для нажирания от пуза, а чтобы каждый мог подойти и взять только то, что ему на самом деле хочется? И что погоня за «набиванием пуза халявой» максимально далеко от высокого искусства, на которое данный эксперимент покушается?

Да и вообще:

  • мне плевать на игру конкретного скрипача;
  • мне не очень нравятся скрипки в метро (вы слышали этот скрежещащий звук, отражённый от плит облицовки?);
  • мне не нравится Бах.

...почему, говорите, нужно остановиться при виде скрипача?

Как много важного в этой жизни мы способны не заметить?

Откровенное снобистское высокомерие

Но больше всего добили комментарии под роликом.

Простите на добром слове, но их можно выделить в несколько ключевых категорий:

  1. люди спешат на работу, им некогда любоваться красотой;
  2. люди не замечают красоты, погружённые в личные проблемы;
  3. пользующиеся метро люди не способны оценить настоящую красоту.

Моя главная проблема с подобными комментариями – «красота». В принципе, в предыдущем подзаголовке обозначено: я не считаю вот это вот всё красивым в принципе. Само явление для меня, скорее, раздражающее, а личность исполнителя и стоимость исполнения в принципе не имеют отношения к искусству.

Полагаю, большинство людей также не обязано «оценивать по достоинству» и тратить личное время на каждого первого игруна-певуна в переходах. Так никакого времени ни на что не хватит. Красота субъективна, и почему кому-то хватает наглости приватизировать понятие прекрасного для присуждения отдельным исполнителям?

Не говоря уже об откровенно мерзких высказываниях, мол, «люди в метро не в состоянии понять». Типа:

  • А есть, что понимать?
  • А есть причины останавливаться, даже если есть понимание?
  • А есть причины поставить игру в переходе выше текущих целей передвижения?

Комментаторы отчего-то на голубом глазу низводят посетителей метро до уровня не знаю кого. Выделяя купивших билеты на концерт в отдельную касту эстетствующих ценителей. Просто за факт покупки билета/остановки возле очередного метрошного музыканта.

Дауш, толантъ
Дауш, толантъ

Честная оценка таланта

Простите, а что есть талант?

Авторы эксперимента ставят вопрос об умении «признавать талант в необычных обстоятельствах». Формулировка поистине занимательная. У меня встречный вопрос: а разве настоящий талант не должен пробиваться вопреки обстоятельствам?

Не значит ли реакция людей в метро, исходя из логики создателей перформанса, что истинная ценность перехайпленного скрипача – такая же, как у миллионов переходных музыкантов по всему миру?

Что без продюсерского пиара и раскрутки лейблом Sony никакие скорые концерты, билеты по $100 или скрипки по $3,5 млн не сделают музыку гениальной? Не смогут привлечь аудиторию?

P. S. Вообще, за «пранки» – любые – стоит сажать. Потому что эдвардобиловские пранки плодят преступность, а подобные «скрипаческому» – откровенную глупость.

Это же надо с такой невероятной искренностью обвинять миллиарды людей в «отсутствии чувства прекрасного», хотя более очевидным выводом будет отсутствие реального таланта – у одного конкретного скрипача, чьи навыки игры НИКАК не выделяются на фоне коллег, когда они поставлены в равные условия.