Найти тему
Хронопортация

Почему военный трибунал оправдал командира подводной лодки, заранее назначенного Хрущёвым виновным в гибели субмарины

Оглавление

В середине 50-х годов "Холодная война" набирала обороты. США и СССР непрерывно создавали новые виды вооружений, способные наносить врагу всё больший урон. В первую очередь это: ракеты, ядерное оружие, стратегические бомбардировщики и подводные лодки. В 1957 г. на смену послевоенным дизель-электрическим субмаринам Б-611 пришли новые Б-641. Их автономность плавания составляла 90 суток, а численность экипажа составляла 70 человек. Они имели на борту 10 торпедных аппаратов: 6 в носовой части и 4 на корме. Запас торпед составлял 22 единицы.

Неожиданный взрыв.

Именно на лодке такого типа под номером Б-37 утром 11 января 1962 г. произошел взрыв. В тот день на базе подводного флота в Полярном сдетонировали 11 торпед, каждая весом 2 тонны. Взрыв был такой силы, что разнесло в хлам первый и второй отсеки Б-37 и от них ничего не осталось. Из 70 членов команды погибло 59, выжили лишь те, кто находился в 7 отсеке, а также командир подлодки – кавторанг Анатолий Степанович Бегеба.

Когда из рубки повалил густой дым, командир находился на ПКЗ-58 (плавучей казарме), откуда сообщил о возгорании контр-адмиралу Юдину. Далее он побежал к корме Б-37, чтобы через аварийно-спасательный люк попасть в седьмой отсек. Как итог, его тяжело контузило взрывом и сбросило с палубы в море. Кроме того, рядом с Б-37 у пирса находилась подлодка С-350, у которой искорежило носовую часть и она затонула.

Снизу стоят субмарины С-350 и Б-37, пострадавшие в момент взрыва. На снимке видно, что вместо носовых частей у них установлены заглушки.
Снизу стоят субмарины С-350 и Б-37, пострадавшие в момент взрыва. На снимке видно, что вместо носовых частей у них установлены заглушки.

На С-350 погибло 11 моряков. Обломки торпед позже находили за 500-800 метров от центра взрыва. В прибрежных домах выбило стекла, снесло двери и погас свет. Многие люди подумали, что началась атомная война. На других субмаринах еще 4 человека погибли от осколков, а на берегу фатально не повезло пятерым. Всего флот потерял 79 человек, еще 52 матроса получили ранения. По другим данным жертв было гораздо больше – 122 человека. Ну а в 9:25, ровно через час после инцидента, Б-37 затонула.

Наказать виновного!

Авария на Б-37 стала крупнейшей катастрофой в истории подводного флота Советского Союза, поэтому она привела в ярость Министра обороны Малиновского и Хрущева. Тут же была создана государственная комиссия, возглавляемая адмиралом Горшковым. Изначально он был уверен, что в аварии виновен сам Бегеба. По прибытии в Полярный адмирал ворвался в палату госпиталя, где лежал кавторанг и заорал:

"Твое место не здесь, а в губе Кислой, вместе с экипажем!".
СМИ "Свободная Пресса", "Взрыв на подводной лодке Б-37", 23.01.2019 г.

Кислая губа – это флотское кладбище в Полярном. В итоге за 5 дней до подъема лодки и ее осмотра и до заключения экспертов комиссия составила акт, что во всем виноват командир. На основании акта Малиновский приказал отдать кавторанга под трибунал. В свою очередь Хрущев потребовал наказать командира Б-37 по максимуму, чтобы навести порядок на Северном флоте.

Лодка после катастрофы.
Лодка после катастрофы.

Причина аварии.

Следствие длилось 3,5 месяца. Все были уверены, что суд "прогнется" перед руководством страны. Казалось, что Бегебу уже ничто не спасет. Тем более, что он был вынужден защищать себя сам, ибо женщина-адвокат оказалась абсолютно некомпетентна в морском деле.

На суде офицер заявил, что его Б-37 капризничала изначально. В январе 1960 г. она вошла в состав Северного флота, а в августе того же года приняла участие в учениях "Метеор" в Атлантике, где обнаружили ее дефекты. Оказалось, что в 1961 г. четыре из семи аварий на базе подлодок произошли именно на ней. Сам Бегеба прибыл из отпуска накануне катастрофы, поэтому торпеды на борт загрузили без него. Вот что рассказал кавторанг:

"Минер мне доложил: "Товарищ командир, нами принят не боезапас, а один мусор!". Начал разбираться, оказалось, все лучшее было погружено на лодки, ушедшие в Атлантику к Кубе (дело было накануне Карибского кризиса). Нам – второму эшелону – было сброшено просроченное торпедное старье, все то, что смогли наскрести в арсеналах".
СМИ Газета.ru, "Не боезапас, а мусор!", 11.01.2022 г.
Герой повествования на фоне субмарины проекта 641Б "Сом".
Герой повествования на фоне субмарины проекта 641Б "Сом".

Воздушные баллоны торпед оказались просрочены на 2 года. Кроме того, пока командир находился в отпуске, половинчатое давление в торпедах по приказу сверху довели до 200 атмосфер и это абсурд?! Как обычно в роковое утро личный состав приступил к проворачиванию торпед и механизмов. В этот момент по причине высокого давления выбило дно старого баллона. Перед началом пожара произошел сильный хлопок, а струя воздуха ударила по корпусу торпеды, лежавшей в смазке на стеллаже. Смазка в кислородной среде воспламеняется сама по себе, поэтому начался пожар и раздался взрыв.

Самый гуманный суд в мире.

Судьи дотошно подошли к делу. Председатель трибунала СФ полковник Титов лично съездил на место происшествия, осмотрел Б-37, опросил десятки свидетелей и согласился с выводами Бегебы. Он отверг другие, абсурдные версии: 1) Лодку поцарапали при погрузке и хотели скрыть повреждения с помощью паяльной лампы; 2) Вахтенный случайно выстрелил в торпеду из автомата. В результате командир Б-37 был оправдан, а его действия в момент аварии признаны правильными.

Приговор был сродни разорвавшейся бомбе. Командующий Северным флотом адмирал Касатонов вызвал к себе на ковер Титова, где неистовствовал и потребовал, чтобы тот осудил Бегебу. Полковник ответил, что служит не Касатонову, а советскому правосудию. С такой же "просьбой" к Титову обратились и из приемной Хрущева. В итоге он проигнорировал звонок из Кремля, а военная прокуратура опротестовала приговор. К счастью, военная коллегия Верховного суда оставила изначальный вердикт в силе.

Члены военного трибунала СФ. В центре первого ряда сидит Ф. Д. Титов.
Члены военного трибунала СФ. В центре первого ряда сидит Ф. Д. Титов.

Ясно, что об этой сенсации – ярком доказательстве беспристрастности и
честности советского суда, не написали в прессе. Да и подробности катастрофы держались в строжайшей тайне 30 лет. После всех злоключений от Анатолия отстали. Вскоре он получил звание капитана 1-го ранга, а затем много лет преподавал в военно-морском училище в городе на Неве. Федор Титов в 1963 г. стал генерал-майором и получил повышение по службе. Почему такое стало возможным? Это были уже не сталинские времена.

Не стесняйтесь ставить лайк, делать репост и выражать своё мнение в комментариях. Желаю вам всего доброго!