Если в книге «Диетическое питание» 1966 года в качестве источника витаминов никакие соки вообще, и апельсиновый в частности, просто не упоминаются, то в современном мире «сок и витамины» стали устойчивым сочетанием даже среди профессионалов.
Как же так вышло?
История берет начало в далёком 1908 году, когда в США случился рекордный урожай апельсинов. Перенасыщение рынка и невозможность сбыть такое количество фруктов довело калифорнийских фермеров до вырубки апельсиновых рощ.
На помощь пришёл гениальный маркетолог Альберт Ласкер, который начал крупную рекламную кампанию с целью реализации неликвида. «Добавь апельсин в пироги, кексы, а также в мясо», - навязчиво звучало на каждом углу.
А ещё выявилась ранее тайная польза апельсинового сока - «утром домашний сок будет заряжать энергией на целый день». Грамотный пиар - и соковыжималка почти в каждом доме. Хорошая прибыль - лучший стимул продолжать.
Соки в нашей стране
И в 1936 году жертвой американской рекламы пал нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян. Результатом его двухмесячного вояжа стало появление в стране не только консервированного горошка, фабричного майонеза, сгущённого молока, мороженого в вафельных стаканчиках, «городских булок», но и чудодейственных соков, которые уже так полюбились американцам на завтрак.
Правда в США полюбили именно апельсиновый сок, а с апельсинами в СССР были проблемы по понятным климатическим причинам. Но прогресс не остановить, и наш ответ Америке состоялся - было запущено производство томатного сока в стеклянных трёхлитровых банках.
Кстати, сравнение томатного и апельсинового соков (берём по 240 мл каждого) не в пользу апельсинового как по содержанию рекомендуемой суточной дозы витамина С (189% против 138%), так и по содержанию сахара (6 гр против 21 гр). Впрочем, как мы видим, гранёный стакан и того, и другого - уже передозировка.
Тем не менее, к 1974 году ассортимент соков был существенно расширен и окультурен (появились стеклянные бутылки по 0,7 л). А к Олимпиаде 1980 случился долгожданный прорыв - в Финляндии в избытке закупили апельсиновый сок (тетрапакеты по 200 гр с трубочкой!). Настоящее триумфальное шествие апельсинового сока по стране началось в 1994 году с массовой продукции фирмы «Вимм-Биль-Дан».
Свежевыжатый сок стал важным показателем уровня жизни
После 2017 года благодаря уже устойчивому спросу (и экономической выгоде продавцов) свежевыжатые соки «пошли в народ»: открылись многочисленные фреш-бары, кафе, кафешки и кофейни добавили их к своему ассортименту.
С 2000 по 2021 употребление соков в России утроилось, старики и дети, богатые и бедные, здоровые и не очень - все вовлеклись в рекламную кампанию Альберта Ласкера.
Побочные эффекты
Правда к тому времени выяснилось, что «заряд бодрости с утра» логично приводит к ненужным перекусам и сахарному диабету, от которого в современном мире кто-то погибает каждые 8 сек.
А что вы хотели, инсулинорезистентность - не шутка.
Именно благодаря шикарными свежевыжатым сокам в ОАЭ - государстве нефтедолларов и модной роскоши - темпы роста диабета опережают все другие страны, ведь раньше он не входил в рацион шейхов и их окружения.
Так может вместо стакана сока (сахар от нескольких апельсинов) вернуть цельный апельсин (и витамины будут, и клетчатка никуда не денется)? Или вообще лучше помидор?
Но это уже совсем другая история.