Рюноскэ Мураками, или как ему самому больше нравится, Рю Мураками - личность яркая и удивительная, обладающая дерзким воображением и острым умом. Его романы «Все оттенки голубого», «Мисо-суп», «Дети из камеры хранения» произвели в обществе эффект разорвавшейся бомбы, и их уже обсудили, как мне кажется, буквально до буквочки и точечки.
Поэтому я предлагаю обратить внимание на нечто менее растиражированное, но не менее примечательное. Поговорим о его последнем переведенном на русский язык романе «Фатерлянд» (в английском переводе - From The Fatherland With Love, в оригинале - Hantō o Deyo (半島を出よ) - «покиньте полуостров»).
"Фатерлянд" - это довольно увесистый том, немногим более 600 страниц. Такие как раз замечательно подходят для хорошего погружения в мир романа, особенно если не тягомотны, а наша книга — явно не такой случай. Тут все очень даже динамично. Это отчасти фантастический роман в жанре альтернативной истории, отчасти остроумный политический триллер, в котором автор тонко проходится по одному из животрепещущих для Японии вопросов — отношениям с КНДР.
Необычный факт: роман официально выходил дважды в 2005 и в 2011 году. По словам самого Рю, он собирал материалы для книги 3 года, специально ездил в Сеул и встречался с северокорейскими беженцами, чтобы лучше понять, как написать про них и покинутую ими страну.
И в зрелом возрасте Рю нисколько не изменяет своим традициям. Здесь будет много жестокости и насилия, странных, но притягательных персонажей, здорового цинизма и тонких замечаний. Будут и совершенно фантасмагорические моменты типа дефиле оружия и военной формы под Вагнера, Чайковского и саундтрек из «Индианы Джонса».
Нам придется перенестись в другую Японию — сначала буквально на пару часов в декабрь 2010, а потом — в весну 2011 года. Здесь все обстоит, мягко говоря, не очень. Отношения с США испортились, экономика трещит по швам, иностранные инвесторы ушли, как следствие растет безработица и число самоубийств.
На этом фоне КНДР решается на дерзкую операцию — захватить остров Кюсю. Но действуют они не в лоб. В рамках миссии, иронично названной «Из Отчизны с любовью!», 9 специально отобранных Великим руководителем и его ближайшим аппаратом смельчаков должны высадиться в Фукуоке и объявить, что они повстанцы, которые сбежали от режима Ким Ир Сена и хотят построить здесь свое новое государство. План максимально абсурден, но в абсурдном и лицемерном мире современной политики, он вполне может сработать, даже и не только на страницах романа.
Раз в страну не вторглось другое государство формального повода для ответных силовых действий нет, просить военной помощи других держав по той же причины не имеет смысла, ведь повстанцы — дело сугубо внутренней политики.
И план действительно претворяется в жизнь, причем, с такой легкостью и стремительностью, что просто дух захватывает, и читателям да и японцам от рядовых граждан до высокопоставленных чиновников остается только ошарашенно моргать. Существует столько навязчивых досмотров и проверок, но как легко оказывается можно захватить отель или стадион, похитить личные данные или экспроприировать авто, особенно не в столичном регионе.
Мы видим полную беспомощность власти с ее боязнью потерять с одной стороны электорат, с другой — расположение дружественных государств и международных организаций. Правительственный аппарат только и может, что проводить бесконечные и невнятные совещания, где спорит скорее о терминологии, а не о действиях - введем ЧП или военное положение, назовем их террористами или повстанцами или лучше нейтрально и непонятно - Экспедиционный корпус Корё.
Кндровцы разительно отличаются от измягченных цивилизацией японцев, ну примерно как скала от подушки.
КНДР в альтернативной Вселенной все та же, разве самую малость пожестче. Отсталая страна с удушливым тоталитарным строем, где люди одичали настолько, что даже самые банальные вещи типа личного нательного белья или удобной обуви вызывают у них шок и трепет. Северокорейцы, которые вторгаются в Японию, выросли в суровых материальных условиях и атмосфере всеобщего недоверия, которые почти полностью вытравили в них человеческие привязанности и эмоции, единственное, что у них осталось - преданность Великому руководителю и его идеям. Это такой концентрат безусловного послушания. Не люди, а машины-убийцы, которые не боятся ни боли, ни смерти. Жестокие и бескомпромиссные к себе и к другим. Надо казнить - казним, надо пытать — сделаем. Да что там — они даже улыбаться не умеют. Самое доброе, что они могут показать — эдакое «лицемерное дружелюбие с волчьим оскалом».
В операции корейцев предусмотрено три фазы, после завершения последней на японский берег высадится 120 тысяч бойцов, и спасти Фукуоку без развязывания серьезного военного конфликта будет невозможно.
Времени совсем-совсем немного. Весь роман, если отбросить прологи и предисловия (да, нас готовят к погружению в основной экшен основательно) описывает временной промежуток всего в 11 дней. Военная операция корейцев будет набирать обороты, с ней вместе будут набирать обороты паника и страх.
Действие романа развивается чуть внахлест. Периодически автор забегает немного вперед, чтобы успеть показать одно и то же событие глазами сначала одних, а потом других персонажей.
Спрятавшись за альтернативную Вселенную, Рю в красках изобразит ужасы северокорейского общества и изъяны японского, накидает целый ворох колоритных персонажей, у каждого из которых свой взгляд на этику и мораль, жестокость и гуманизм. У каждого есть своя история из прошлого. В романе нет единого главного героя, а второстепенных так и вовсе очень много. Политики и журналисты, врачи и байкеры, простые обыватели и криминальные авторитеты.
Но, конечно, одна из главных изюминок «Фатерлянда» - совершенно невообразимая коммуна, собравшаяся в заброшенной промзоне «Ниси вард» вокруг 50-летнего эпатажного поэта Исихары. 19 потерявшихся в жизни, отторгнутых обществом маргиналов. От кого-то отказались родители, кто-то и вовсе сбежал из спецзаведения. Каждый из них пережил жестокую психологическую травму, многие сами совершили тяжкие преступления или стали свидетелями чудовищных поступков близких. Большинство из них молодые люди 16-18 лет, но есть и совсем взрослый дядечка-торговец оружием и террорист-мечтатель неопределенного возраста.
Это такая идиллия интересных фриков. Здесь в заброшенном доме без особых удобств, без навязанной морали и ценностей, без «протухших штампованных мыслей», где никто никому не мешает, они раскрывают свои лучшие человеческие качества.
По ходу романа Рю рассуждает, насколько важен в современном мире гуманизм, можно ли им пробить броню черствости, насколько притягательна жажда разрушения и хаоса, и как ужасны реальные результаты насилия.
Рассказывать о дальнейшем развитии сюжета чрезвычайно опасно для нелюбителей спойлеров. Для любителей узнать чуть больше намекну - нас ждет противостояние. И совсем тихо шепну: «Довольно неожиданное». Лично мне очень понравилось - и само оно как идея и план, и как оно описано у Рю.
В самом-самом конце будет еще небольшой, но весьма трогательный эпилог пару лет спустя — для тех, кто любит узнать, что же стало с героями дальше.
Читать поначалу немного тяжело, так как в твое сознание сразу врывается целое море японских и корейских имен, нужно какое-то время, чтобы запомнить кто есть кто. Для облегчения этой задачи в начале книги есть список действующих лиц, распределенных по их роду занятий или принадлежности к той или организации. Не пренебрегайте им) В принципе все сведения рано или поздно вы вычитаете в тексте, но лично я заглядывала туда частенько, особенно в самом начале.
Не знаю, стоит ли начинать знакомство с Рю с этого романа. Ну а с другой стороны, почему бы и нет?! Почему надо начинать обязательно с «классики»?!) Ну а тем кто читал Рю, но не прочитал «Фатерлянд», однозначно, стоит это исправить. Приподнявшись на носочки своего читательско-критического пафоса, скажу, что это одно из немногих произведений, которое за последнее время произвело на мне сильнейшее впечатление и заставило смахнуть скупую и даже не воображаемую слезу, а я отнюдь не сентиментальна.
Небольшой оффтоп, вдруг и мы когда-то дождемся, лет через -цать на русском) Рю продолжает радовать читателей и писать. Последний его роман «Ютубер» совсем-совсем свеженький, вышел в 2023 году, в нем 70-летний писатель Кенсуке Ядзаки дает известному ютуберу интервью, в котором вспоминает о своих женщинах.
А чтобы порадовать меня, можно смело ткнуть на кнопочку "большой-пальчик up" или присоединиться к нашему мини-сообществу умников.