Найти тему

О европейских ПХГ и "замерзающем ЕС"

У нас избыточное внимание удаляется европейских подземным хранилищам газа, так как избыточное внимание им уделяется в европейских СМИ, а наша информационная повестка во многом вторична по отношению к ним (ответственные люди, обратите на это внимание). И раз все смотрят на ПХГ, посмотрю и я. Но выводы будут немного за переделами бессмысленного гадания "замёрзнут - не замёрзнут". Кому было интересно только это сразу скажу: не замёрзнут. А если замёрзнут, то не все.

В отопительном сезоне 2021-2022 годов из ПХГ Евросоюза был‏ извлечен‏ 51 млрд‏ куб. м газа. Оставшийся‏ активный (то есть доступный для извлечения) объём составлял примерно‏ 25‏ млрд куб.‏ м газа (один из самых низких‏ уровней‏ за многолетний‏ период наблюдений).‏

К прошлому отопительному сезону было накоплено примерно 103,5 млрд куб. м. Зима выдалась тёплой, а текущий спрос оказался рекордно низким. Оставшиеся‏ активные запасы составили 55,4‏ млрд куб.‏ м.‏

К текущему отопительному сезону надо было восполнить на 25 млрд куб.‏ м меньше,‏ чем‏ год назад.

Суточная закачка в хранилища оказалась одной из самых низких в истории. Она была на 33% меньше показателя 2022 года. Кстати, во многом поэтому летом 2023-го не‏ наблюдалось‏ таких‏ чудовищных ценовых скачков,‏ как в‏ августе 2022-го.

Отбор из подземных хранилищ в 2023 году начался с рекордной отметки запасов порядка 110 млрд куб. м. При текущем‏ (невероятно низком) уровне‏ спроса это повышает шансы успешного прохождение‏ зимы. Даже если‏ погода решит‏ повторить февраль 2021-го (со снегом в Мадриде).

"А в чём минусы?!" — спросит нетерпеливый читатель, который ожидает какого-то моментального изменения ситуации (вечером лёг спать, а утром Евросоюза же нет). Минусы в рисках. Холодная зима — лишь вопрос времени. Но основное её последствие не в том, что "Европа замёрзнет и приползёт на коленях". Люди, принимающие решения, не замёрзнут, а для недовольных у них есть водомёты. Основное последствие — низкий уровень запасов по итогам сезона отбора, которые надо будет восполнить, что увеличит потребление и окажет давление на цены.

То есть риск тот же, что и в случае роста спроса на газ со стороны промышленности. Для Евросоюза неплохо бы, чтобы он вырос, но не в условиях ограниченного предложения. А то вместе со спросом увеличатся и цены, которые и без того превышают 500 долларов за тыс. куб. м.

Может ли Евросоюз как-то пропетлять? Может. Если холодная зима придётся на период потенциального кризиса перепроизводства (2025-2027 годы).