Мамин день настал! Говорят, что миром правит любовь. Мы любим, нас любят… Иногда взаимно, иногда безответно. Но есть на свете любовь, которая не подвластна ничему: ни времени, ни пересудам, ни забвению. Это любовь матери. Она сопровождает нас с самого первого мгновения на этой земле. Любовь материнскую мы чувствуем ещё до своего рождения. Мы вырастаем, уезжаем из родного дома. Но даже на краю земли мы помним, что где-то далеко нас ждут теплые мамины руки и ласковые глаза…
Дорогие мамы! Спасибо вам за вашу бескорыстную любовь! За ваше участие и переживания, за беспокойство и заботу. Живите долго-долго, будьте здоровы и счастливы!
В День матери в России мы хотим рассказать вам историю внешней приёмной семьи «Детских деревень SOS» – историю удивительной Марины.
В начале было слово, и слово это – мама. Бывшая медсестра, поэт и капитан МВД на пенсии Марина слышала его много раз от своих детей, трое из которых кровные, а восемь – приёмные.
Когда Марине исполнилось 50, она решила, что хватит, будет теперь молодеть. И поэтому, давая интервью, каждый год отщипывает от возраста год-другой.
«Я ведь с каждым своим ребёнком жизнь заново проживаю. Мне с ними снова 5, 12, 16… А так-то я уже бабушка – у старшего Игоря дочка подрастает».
Марина сама из деревенской многодетной семьи. Шестая по счёту. В детстве решила: будет у неё большая семья. Всё вышло, как намечтала: большой стол, за которым вечерами собирается много народу, чтобы делиться друг с другом накопившимися за день новостями.
Но ради такого счастья Марине пришлось пожертвовать браком 22-летней выдержки. У них с мужем на тот момент было трое своих и двое приёмных детей. Супруг не выдержал. «Если хочешь сохранить семью, верни детей в интернат. Иначе уйду». А Марина не смогла предать тех, кто поверил ей. «Значит, уходи».
После развода нашла, приютила и отогрела ещё шестерых.
Семья у Марины многонациональная. Киргиз, таджичка, армянка, украинец – все называют Марину мамой на русском. Даже те, про кого врачи говорили: не заговорит, болезнь тяжёлая, наследственность, риски.
Разделить себя на минуты
В четырёхкомнатной квартире общей площадью 49 квадратных метров пахнет пирогами, шумят маленькие дети и по очереди моют посуду. Марина – достопримечательность не только своего дома, но и всего района. Три года назад она вышла на пенсию и ушла из органов. А до этого работала и тянула своих ребят. По минуткам делила свой день на одиннадцать кусочков, чтоб хватило каждому. 15 минут гладить по спинке Илью, обнять Олесю. А ещё надо наварить 14 литров борща на завтра и успеть подремать часа три, чтобы утром бежать на работу.
«Я была на дежурстве, когда поступил сигнал: девочка-подросток родила малыша и попыталась от него избавиться. Соседи услышали шум, позвонили в полицию. Коллеги по рации мне говорят: «Ну, Верба, если выживет – твой будет».
Так появился Тигран. Единокровные Игорь, Таня и Рита принимали новых братьев и сестёр без лишних вопросов, даже когда в их стареньком «пежо» больше не осталось пассажирских мест, и, отправляясь на дачу, ребятня забивала салон под завязку.
С работы Марина привела и Дану. Про неё восемь лет назад все местные газеты написали. Девочку подкинули под двери опеки в первые морозные дни марта. Возраст определили «на глаз» да по рентгеновским снимкам, а днём рождения стал тот, когда Марина поняла: это её новая дочка. Прекрасная тёмноволосая девочка, которую приёмная мама потом приводила к себе на работу и просила задержанных разношёрстных национальностей пообщаться с ребёнком. Дана отреагировала на таджикский. Она и теперь оборачивается на улице, если услышит знакомую речь. Потом заговорила на русском. И первым её словом было – мама, обронённое в больничной палате, где Марину отговаривали взваливать на себя такой крест, а она снова никого не слушала.
Удочерила сестрёнок вместе с бабушкой
«Мама, ты меня в роддоме потеряла и долго не могла найти. А потом, через 13 лет, нашла», - придумала для себя 17-летняя Олеся. Она учится в 10 классе, собирается поступать на психолога.
У Олеси есть сестра Света, которую Марина смогла забрать к себе немного позже (были проблемы с определением статуса ребёнка).
«Я никогда не смогу назвать её мамой», - шептала Света сестре, а уже через два дня, убегая от бродячей собаки, кричала Марине «мама, спаси меня».
Вместе с сёстрами в семье появилась ещё и бабушка, которая навещала внучек в детдоме, а к себе взять не могла. Живёт она отдельно, но в гостях бывает часто, на всех праздниках – желанный гость. Баба Лида после каждого торжества выставляет в соцсетях фото с подписью «моя обожаемая семейка».
Как Марина стала «деревенской» мамой
А несколько лет назад в жизни Марины появились “Детские деревни SOS”. Семья Марины стала внешней семьей Детской деревни SOS. Это значит, что она живет не в Детской деревне SOS, а на своем жилье, но получает от организации психологическую, педагогическую и социальную помощь.
Через Детскую деревню SOS попала к Марине еще одна девочка Оля, которой сейчас уже 17 лет. «Мы долго воевали и притирались. Было тяжело, но знаете, Оля на меня похожа больше, чем мои кровные дети». За доверие девочки Марине пришлось повоевать: плакать, уговаривать, защищать дочь в школе, когда та была неправа. И Оля поняла: мама всегда на ее стороне, ей можно верить. С тех пор стала к маме бережнее и даже вместо мешковатой одежды согласилась носить платья.
«Мы благодарны организации «Детские деревни SOS», без них нам было бы намного сложнее. Благодаря этой организации у нас появилась помощница по хозяйству, которая приходит к нам домой, подхватывает часть забот. Двое из моих ребят нуждались в брекет-системах. 50% стоимости оплатила «Детская деревня SOS», - рассказывает Марина.
При необходимости ее детям помогают с репетиторами и оказывают психологическую поддержку. А еще всевозможные семейные мероприятия, экскурсии, отдых.
Начинаем жить с праздника
Следующая за Олей – Даша, она попала в семью 10 лет назад. Дашка деревенская и этим всё сказано. Великий трудоголик, маленькая мама: обо всех позаботится, молча посуду перемоет, даже если не её черед, плетёт из бисера украшения, защищает честь школы на лыжных гонках.
Забирая очередного ребёнка из детдома, Марина ведёт всё своё семейство в детское кафе – праздновать день рождения. С Дашей тоже ходили. «Шагает, а у неё подошва на одном носочке держится. Таня у Даши спрашивает: «Какое пирожное хочешь?» А она глазами водит и плачет: «Всё хочу». Ходили в это кафе, пока всё не перепробовала».
Скоро Даша закончит школу, хочет учиться на маляра.
Про Дениса предупреждали: мальчик тяжёлый, никогда не будет говорить. А он у Марины – самый лучший, всё понимает и даже есть первые слова. Учится «по восьмому виду», в классе первый, любит рисовать.
Илью мама называет ласково Килькой. У него огромные глаза – хоть детское питание рекламируй. За Кильку тоже пришлось побороться, пройти через суды.
«Скелетики» в шкафу
Скоро Марина выпустит книгу стихов. Она называется «Я ждала тебя всю жизнь» и посвящена её любимому мужчине.
«Очень уж обидно было слышать, что семья у меня не полная. Только за кого выйти? С одним-то ребёнком не всякий возьмёт, а у меня одиннадцать».
Тогда дочки зарегистрировали её на сайте знакомств и начали выбирать маме мужа, а себе отца. Нашли Олега. Работает водителем, немногословный, бывший военный. Показали Марине фото – она ахнула. «Да я ж его во сне однажды видела!»
«Встретились всего на 15 минут и поняли: это серьёзно, на всю жизнь. Я ему говорю: «Хочу рассказать тебе о своих «скелетиках» в шкафу». А он слушать не хочет: «Всё, что было до меня – значения не имеет». Я всё же написала потом обо всех своих детях – и Олег пропал почти на месяц».
Явился с цветами в день рождения Марины. Как нашёл её дом и квартиру – загадка. Да только тут и остался. И его почти сразу стал для приёмных детей папой.
Олег купил семье старенькую развалюшку на берегу Азовского моря, и они всей гурьбой рванули туда на лето, шокировать краснодарцев, которые понятия не имели, что жители северной столицы умеют работать с такой самоотдачей. «Очистили участок от бурьяна, покрасили и подремонтировали дом, отстроили игровой городок – к осени уезжать оттуда не захотели. Четверых детей покрестили летом в Азовском море», - говорит Марина.
Чтоб не перегореть, разговариваю с бумагой
Марина начала писать стихи очень давно. Она даже не старается, слова сами собой склеиваются, рифмуются и умещают в себя боль, смысл, надежду. Всё то, что у их автора в избытке.
Они про любовь, про семью, про каждого ребёнка и каждую слезинку, за него пророненную. А про земные блага – ни слова, ни строфы.
«Странно. Почему вы ничего не просите? Хоть бы стиралку попросили, вы ж многодетные!» - спросили однажды у Марины.
Она говорит, что у неё светлая, полная и счастливая семья, поддержка «Детских деревень SOS», а больше ничего и не надо. Всё остальное у неё есть. Почти всё. Не хватает для полного счастья ещё сына и дочки. Но мечта выполнима. Какие её годы!
Эта и другие истории о роли мамы в жизни ребёнка – часть социальной кампании «Самое главное слово», по случаю Дня матери в России. Акция посвящёна самым главным людям в жизни каждого человека – мамам, особенно важны мамы для детей. Акция направлена на сбор средств для помощи детям.
Психологи и другие специалисты «Детских деревень SOS» помогают детям, оставшимся без опеки близких, пережить травмы детства и подготовиться к самостоятельной взрослой жизни, а также помогают детям из кровных семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, чтобы предотвратить попадание их в интернатные учреждения. Но самое главное – дети из любой формы опеки обретают маму, заботу и любовь, семью, в которой им безопасно.