Найти тему
Психолог с лопатой

Психология против мошенников

Оглавление

Вам звонят с незнакомого номера и представляются должностным лицом. Оперативно перепроверить номер Вы не можете – нет компьютера под рукой. Что делать? Хорошая новость: есть способ выйти из разговора без потерь.

Звонки из «службы безопасности банка» – вчерашний день. Сегодня Вам могут звонить «следователи», «представители Госуслуг» и даже «вышестоящие руководители», используя логотипы и фотографии соответствующих организаций и лиц, чтобы усилить правдоподобность.

Но, несмотря на разнообразие «масок» и должностей, у всех мошенников есть кое-что общее. Найдя эту иглу в яйце, которое в утке, которая … (ну, Вы сами знаете продолжение)…

В общем, добравшись до сути, мы найдем эффективное решение проблемы. Так что берем лопату и начинаем копать.

Казалось бы, причём тут экономика?

Бизнес мошенников устроен в общих чертах так: создается call-центр и всем операторам выдаются скрипты – последовательность фраз, которые они должны произносить от лица «службы безопасности» или кого-то другого. А далее начинается обзвон.

Слабое звено тут именно скрипты.

Дело в том, что мошенники хотят получать большую прибыль. А увеличить её можно сокращая расходы. Например, поставив дело на конвейер (привет Генри Форду!) , то есть производя «массовую продукцию». Вот скрипты и являются тем самым массовым (типовым) продуктом. Какой бы номер не набирали мошенники, они будут произносить на автомате примерно один и тот же текст. Им просто некогда импровизировать, потому что надо делать много звонков.

А вот и время психологии

Раз мы нашли «иглу» - скрипты, теперь давайте её сломаем. Тем, кто ещё не догадался: скрипт, как последовательность реплик, иногда называется сценарием. Значит, наша задача изменить сценарий таким образом, чтобы мошенник либо себя выдал, либо прекратил разговор. И тут все средства хороши. Главное – они должны быть нестандартными: уточняющие вопросы, встречные вопросы, парадоксальные утверждения.

Вот несколько примеров:

- Здравствуйте, это служба безопасности банка. По Вашему счету есть подозрительная транзакция…

Ваш ответ: - назовите номер моего счета… (мошенник его точно не знает, так как он в скрипте не прописан, поэтому скорее всего сам повесит трубку)

Еще пример:

- Здравствуйте, это (вышестоящая организация). Мы отправили Вам приглашение на конференцию по электронной почте и хотим убедиться, что оно пришло. (конечно, никакого приглашения не было. Задача мошенника – получить от Вас служебный почтовый адрес и пароль от него для проникновения в корпоративную IT-систему)

Ваш ответ: - как называется конференция? (скорее всего, ответ будет неадекватный. И это выдаст мошенника).

Или так:

- здравствуйте, я из следственного комитета… Вы проходите свидетелем…

Ваш ответ: - Дело действительно серьезное. Я сейчас подъеду. Какой адрес? (Вы уже догадались, что адреса не будет и ехать никуда не придется?)
Или так: - Подождите я сейчас включу запись нашего разговора и геолокацию Вашего номера, чтобы знать, куда подъехать…

Подводя итог

1. Мошенники работают по скриптам

2. Если нет возможности оперативно проверить номер, ломайте скрипты. Это поможет установить правду

3. Импровизация – лучший способ ломки

Поделитесь этими нехитрыми приемами с друзьями и коллегами. Возможно, однажды они Вам скажут "спасибо".