Завершаем отпускную серию постом о новом для меня регионе и городе. На карте путешествий открылся новый регион - Республика Северная Осетия - Алания и город Владикавказ. Честно признаюсь - никогда не думал что доеду до таких мест. К Северному Кавказу никогда душа не лежала в плане туризма и посещения городов. Но тут судьба распорядилась так, что город Владикавказ стал транзитными для нас на пути в Грузию. Не это ли повод посмотреть город? Он оставил двойственные впечатления, но обо всем по порядку.
Знакомство с Владикавказом у нас было 3 сентября утром, когда мы приехали из Москвы. Времени на осмотр и прогулки по городу не было, поэтому знакомство вышло скомканными. Выйдя с вокзала нужно было найти банкомат, желательно ВТБ, но здесь течет другая жизнь. Банки в воскресенье здесь не работают, а ближайшие банкоматы ВТБ находились либо на почте, либо где-то очень далеко. При этом Яндекс-Карты писали что все работает. На спасение пришел "Сбербанк", который выручил и находился недалеко от вокзала. Вообще первое впечатление о городе - уютненько, но убитая плитка и асфальт у вокзала в совокупности с чемоданом - не очень. Удивило наличие живого трамвая и вообще трамвайных путей почти у вокзала. Путешествуя по России я привык, что трамвай - умирающий вид транспорта во многих городах, но здесь трамвай вполне живой и даже обновили парк вагонов. Пока ждали такси, как раз один из новеньких трамваев успел подъехать к остановке.
Новые вагоны серии 71-412 произведенные на УВЗ поставили во Владикавказ в декабре 2022 года. Но о трамвае подробно поговорим чуть позже. Тут уже подъехало наше такси и мы отправились на другой конец города к посадке на наш автобус до Тбилиси. Из окна машины город казался интересным - малоэтажная застройка, есть улочки. Симпатичная набережная и парк. Пока ждали автобус, заглянули в один из местных ТЦ, на парковке которого нам нужно было ожидать автобус - здесь местная охрана обшмонала наши вещи в лучших традициях синдрома вахтера. Даже чемодан просили открыть. Небольшой осадочек, хватает таких досмотров на вокзале. На этом наше первое знакомство с городом было завершено.
Во Владикавказ мы вернулись днем 8-го сентября, приехав на местный автовокзал по ошибке (описывал в рассказе о Военно-Грузинской дороге). Вокзал, как и везде представлял собой грустное зрелище с толпой зазывал и нелегальных таксистов. Это уже классика и хочется сказать в такой момент - добро пожаловать домой, но в соседней стране было также. Вызвали такси до гостиницы, ибо вновь все места которые нам нужны - находились в противоположных частях города. Нормальных автобусов в городе не водится - основной вид городского транспорта это маршрутки. Причем здесь сохранилось много классических газелей, которые вас отнесут прямиком в нулевые, в те самые воспоминания как ездили от метро в таких. А вот водитель в этот раз достался нам забавный. По разговору по телефону и тому как ездит - видно местный, но не понимал как нас довезти до гостиницы. Поэтому немного плутали по кругу, делали лишние круги. В окно заметил как пересекли симпатичную улочку с трамвайными путями и там вдали виднелась старая Tatra - подумалось, надо сюда заглянуть. С грехом пополам доехали до нужного места, правда заселение было небольшим квестом. После моего удачного бронирования в Грузии, Маша забронировала "гостиницу", которая оказалась гостевым домом. Тут пришлось еще и ключик поискать в шкафу. Но в целом окружающая обстановка была нервной, почему-то здесь себя спокойно ощущать не получалось.
Заселились, жили будто в гостях у Карлсона (жили на последнем этаже с видом на крыши), немного отдохнули. Вечером была задача чего-нибудь покушать да и немного прогуляться, хотя вообще не хотелось. Хоть и дорога далась легче обратно, усталость была. А что надо попробовать в Осетии? Правильно, местные осетинские пироги. Поэтому проложив маршрут к одной из пекарен, где делают местные пироги. Для этого нам нужно было прогуляться через несколько улиц. Честно сказать - вечером город вызывал тоску, еще и пасмурно было. Купив один большой осетинский пирог и любимые баклажаны Маши отправились обратно домой. По пути единственное из уютного, что зацепилось в объективе - один из местных скверов с фонтаном. Это и правда сделали прикольно, уютно.
Осетинский пирог изначально не очень понравился (взяли с картошкой и сыром), а вот на утро зашел на ура. На следующий день у нас было около 4.5 часов на прогулку по городу, но кроме центральной улицы - планов у нас не было. Оставив чемодан на хранении до 16 часов, мы первым делом пошли кушать. После Грузии очень хотелось простой и обыденной пищи. Из серии бульончика куриного, салата. Решили заглянуть в сеть местных кафе "Доминика" и не прогадали. Организм был рад обычному куриному супу с лапшой и легкому салату. После сытного обеда мы отправились в сторону той самой трамвайной улицы, которая называлась Проспект Мира. На улице было много школьников, которые возвращались с занятий, а в какой-то момент Маша обратила внимание на один симпатичный балкон. Там на балконе спокойно лежал пес, который расслаблено смотрел на все происходящее на улице. Эдакий чилл буднего дня.
Настало время идти дальше. Оказалось от кафе до Проспекта Мира идти недолго, буквально 10 минут, а от "гостиницы" получается всего 15 минут. У входа на улицу встречает симпатичный фургон с пончиками "Гомера". Аж Симпсонов посмотреть захотелось.
А еще тут на улице встретился котик. Собака была, теперь и котик нужен для коллекции. Правда фотографироваться он особо не хотел, то занимался своими делами, то просто спал, но все же был пойман в объектив.
Вообще животные здесь какие-то расслабленные. Сонно поглядывают на гуляющих особо не обращая внимания. А теперь посмотрим на местную пешеходную улицу.
Проспект Ми́ра (осет. Сабырдзинады проспект) — центральный проспект города Владикавказ, Северная Осетия, Россия. Исторический и культурный центр города. Находится в Иристонском муниципальном округе. Памятник градостроительства и архитектуры, выявленный объект культурного наследия России. На всём протяжении проспекта со стороны улицы Кирова открывается вид северного склона Столовой горы. Проспект Мира на всём протяжении является трамвайно-пешеходной зоной. Проезжая часть закрыта для автомобильного движения с октября 1957 года. По проспекту с 1904 года ходят трамваи. 19 ноября 2019 года на проспекте Мира начался ремонт трамвайных путей, в результате которого прекратилось движение трамваев возобновлено в декабре 2021 года.
Уникальная улица, как по мне. Пока больше нигде такого в России не встречал, чтобы по пешеходной улице ходили трамваи. И стоит признать, трамвайные пути сюда очень хорошо вписываются.
В центре улицы проходит дорожка через зеленый сквер, где есть множество лавочек для отдыха. Да и в целом, улица получилась зеленой за счет такого сквера.
А вот трамваи здесь, в основном, новые. Серия 71-412 произведённая на УВЗ (она же Синара). Вроде они и смотрятся здесь, а вроде и классики не хватает на такой аутентичной улице.
Немного о местной трамвайной системе:
Владикавказский трамвай (осет. Дзæуджыхъæуы трамвай) — городская электрифицированная транспортная система в городе Владикавказ. Открыт 6 августа 1904 года. Одна из старейших трамвайных систем в России.
Ширина колеи: 1000 мм (1904—1936),
1524 мм (1934—наст. время).
Владикавказ стал первым в России городом, где был законсервирован троллейбус, но остался работать трамвай. Консервация троллейбуса произошла в 2011 году.
В 2015 году депо прошло процедуру банкротства и было передано в частные руки.
В 2016 году началась программа реставрации трамваев. За период 2016—2019 года, было отреставрировано 14 вагонов. Программа завершилась в 2019 году. Два вагона не дождались реставрации и были списаны.
С 2017 по 2022 год велась постепенная замена трамвайной инфраструктуры по проспекту Коста.
19 ноября 2019 года на проспекте Мира начался ремонт трамвайных путей, в результате которого прекратилось движение трамваев на проспекте Мира и улицах Кирова, Гаппо Баева, Чермена Баева, Генерала Плиева. В декабре 2021 года по проспекту Мира возобновилось движение трамваев.
В июле 2021 года трамвайное депо, подстанции, контактная сеть перешли в собственность города. С 1 февраля остановлено движение по проспекту Коста из-за ремонта путей от улицы Нальчинская до площади Героев. С 26 февраля остановлено движение по проспекту Мира из-за ремонта путей от площади Свободы до площади Штыба. Выпуск на линию с 26 февраля 2022 года составляет 10 вагонов.
Ремонт рельс на Гаппо Баева. 2022 год.
30 июня 2023 года Уралтрансмаш завершил поставку 28 вагонов модели 71-412, тем самым полностью обновив трамвайный парк города.
Вообще история местной трамвайной сети крайне насыщенная и полностью ее сюда копировать - выйдет отдельный пост. Если коротко, то местная сеть пережила множество кризисов в стране: революция, гражданская война, вторая мировая война, экономический кризис 90-х, В период с 2015 по 2021 трамвай фактически находился в частных руках. С 2021 вновь все было передано на баланс города.
На улице было много симпатичных исторических домиков и с местными трамваями можно было делать множество зарисовок. Единственный минус - подвижной состав однообразный. Вот например получился жанровый кадр - доставщик и трамвай устроили местные гонки.
Так как мы не знали, что все старые трамваи Tatra уже не работали, мы наивно надеялись на чудо, чтобы словить на данной улице их. Поэтому просто гуляли по улице от начала до конца, иногда посматривая на проходящие трамваи. Иногда все-таки взгляд цеплялся за кадры. Вот удалось почти открыточную фотографию сделать - пешеходная улица, трамвай и на фоне горы. Может даже с ней сделаю свой магнитик, ибо во Владикавказе купить хороший не удалось.
Пока отдыхали и высматривали старый трамвай, к нам так ненавязчиво подошел пожилой мужчина с вопросом не потерялись ли или ждем кого-нибудь. Сказали ждем, мол старый трамвай снять хотим красиво на данной улице. Тут он нам и поведал, что их осталось всего три и они тематические, ловить будет тяжело. Ну и воспользовался моментом, решил предложить поездку в горы, на что мы отказались. Вот когда спокойно подходят, без агрессивного пиара по типу Сочи - даже приятно, можно полезную информацию узнать.
Снимать однотипные трамваи надоело, поэтому отдал одну камеру Маше и у нее получилось очень хорошо поснимать местные домики и улицы.
Мне на момент показалось, что это одна из самых живых улиц Владикавказа. Здесь гуляют и местные, и туристы. В целом спокойная атмосфера и уютная.
Но самое главное на местных улицах - огромное количество машин российского производства. В основном это АвтоВАЗ линейки Приора. Я честно не пойму любовь местных к этим машинам, но их здесь и правда очень много.
Потеряв всякую надежду сделать нужный нам кадр, мы обошли еще раз улицу и пошли в сторону местного парка, ибо время до поезда убивать нужно, хоть и оставалось не так много. Шли по улице и я случайно заметил ламповый, такой старый, прожектор в конце улицы. Думаю, новые трамваи все светятся как новогодняя елка от светодиодных огней, а тут явно что-то классическое едет. И таки да, это оказался тот самый трамвай за которым мы гонялись. С красивых мест, правда, уйти уже успели, поэтому в спешке возвращаемся назад и ловим эту классику, которая покинула улицы Владикавказа.
Вагон нам попался редкий - единственная Tatra T4D в городе, она же единственная учебная, служебная. 9 линейных вагонов Tatra T4DM пока отставлены от работы. Так понимаю, они в резерве на случай поломок "уральских" машин. К слову, 237 машина до сентября 2003 года работала в Германии, городе Магдебург.
Тут наши ежики говорят, что надо отдохнуть от такого бега и вылезли подышать воздухом на лавочке. Удивились тому, что здесь уже было начало осени, ведь день назад было +25.
После отдыха мы направились в местный парк - Центральный парк культуры и отдыха имени К. Л. Хетагурова.
ЦПКиО им. К.Л. Хетагурова, расположенный на берегу реки Терек, является одним из самых популярных мест отдыха для жителей и гостей Владикавказа. Парк был создан еще в советское время и с тех пор претерпел множество изменений и улучшений. В настоящее время он предлагает своим посетителям множество развлечений, таких как катание на лодках, прогулки на велосипедах, катание на аттракционах и посещение зоопарка.
Сам парк большой, при входе встречает небольшими скверами и инсталляцией "Девушка у ручья с оленёнком".
В парке имеется множество ручьев, через которые проложены небольшие мостики. Карты нам показывали о наличии питьевых фонтанчиков, но найти их нам не удалось. Также на территории парка имеются два пруда - малый и большой. Большой пруд самый оживленный - здесь и прогулки на водных велосипедах, лодках. Даже есть симпатичный мост через большой пруд.
Я уже успел устать от съемок, поэтому отдал камеру Маше, которая отсняла виды парка. Фотографии вышли очень хорошие, теперь посмотрим на парк ее глазами.
Прогулочные водные велосипеды были оформлены в стиле лебедей. Разгадка почему так было сделано - была рядом.
А разгадка в том, что здесь обитает небольшое семейство прекрасных лебедей.
Еще здесь очень много оформленных клумб с цветами, что создает немного ярких красок в парке.
А вот за второй парой лебедей пришлось побегать. Если белый лебедь особо никуда не спешил, его сняли спокойно.
То за вторым пришлось побегать. Серых лебедей я вижу крайне редко, а он еще и шустрым оказался, очень быстро плавал за вкусняшками от посетителей парка.
Посмотрев на время, мы осознали что его осталось мало. Ведь надо еще зайти в магазин купить в дорогу продуктов. Поэтому в быстром темпе пошли через парк, вышли на Проспект Мира, пока его полностью прошли - время ушло. Погода во Владикавказе начала стремительно портится, поднимался ветер и тучи были прям грозовые. А зонты то мы не брали. Зашли в место, где брали пирог вчера вечером. Взяли тут баклажаны, салатик на дорогу, а потом в магазин у гостевого дома. Надо было купить воды и какой-нибудь лимонад (в нашем случае Натахтари) или колу. Все же грузинская привычка немного вредная. Забираем чемодан и мчим на вокзал, уже под небольшим дождем. Благодаря кривым Яндекс-Картам немного заблудились, пришлось бубнить. Чемодан еле катился по убитой плитке, но успели на вокзал вовремя.
Владикавказ нас провожал сильным дождем, говорят это хорошая примета. Но в сам город просто так - я бы не приехал. Да, он уютный, зеленый, но не цепляет, чтобы ехать сюда на несколько дней ради него. Как транзитный пункт - он хороший и думаю таким образом мы его еще посетим.
Оригинал поста в моем ЖЖ:
Поддержать канал на новый материал и путешествия:
Карты ЮMoney:
Юмани МИР - 2204 1201 0568 4373
Юмани - 4048 4150 4755 9139
Сбербанк: 639002389048243703