Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Фельдмаршал Суворов

24 ноября 1729 года родился, пожалуй, самый известный русский полководец Александр Васильевич Суворов. Мне скажут: он ведь не фельдмаршал, а генералиссимус. Да, верно. Но в период 1794-1799 годов Суворов носил чин фельдмаршал. Следовательно, я могу поместить его в свою рубрику «Фельдмаршалы России». Впрочем, ничего этакого говорить о Суворове я не стану, потому как о нем можно либо сказать коротко, как на надгробной плите «Здесь лежит Суворов», либо написать толстую книгу как Борис Кипнис. Жизнь Суворова, с одной стороны, хорошо известна широкой аудитории. С другой стороны, она же наполнена легендами и байками разной степени достоверности. И я не буду о ней говорить. Сосредоточусь только на фельдмаршальстве. Вообще в чинах Александр Васильевич рос достаточно неплохо. От поручика до полковника с 1754 по 1762 годы. Бригадир в 1768 году, генерал-майор в 1772 году, генерал-поручик в 1774 году. Итого за 20 лет из поручика в генерал-поручики. Генеральскую вершину, чин генерал-аншефа, Суворов

24 ноября 1729 года родился, пожалуй, самый известный русский полководец Александр Васильевич Суворов. Мне скажут: он ведь не фельдмаршал, а генералиссимус. Да, верно. Но в период 1794-1799 годов Суворов носил чин фельдмаршал. Следовательно, я могу поместить его в свою рубрику «Фельдмаршалы России».

Впрочем, ничего этакого говорить о Суворове я не стану, потому как о нем можно либо сказать коротко, как на надгробной плите «Здесь лежит Суворов», либо написать толстую книгу как Борис Кипнис.

Жизнь Суворова, с одной стороны, хорошо известна широкой аудитории. С другой стороны, она же наполнена легендами и байками разной степени достоверности. И я не буду о ней говорить. Сосредоточусь только на фельдмаршальстве.

Вообще в чинах Александр Васильевич рос достаточно неплохо. От поручика до полковника с 1754 по 1762 годы. Бригадир в 1768 году, генерал-майор в 1772 году, генерал-поручик в 1774 году. Итого за 20 лет из поручика в генерал-поручики.

Генеральскую вершину, чин генерал-аншефа, Суворов взял накануне русско-турецкой войны 1787-1791 годов, то есть в 1786 году. В этом чине он и прошел свои известные сражения – Кинбурн, Фокшаны, Рымник и, наконец, Измаил.

-2

В моем детстве популярные книжки учили, что Суворов заслужил фельдмаршальский жезл штурмом Измаила в декабре 1790 года плюс совокупными заслугами в войне, но завистливый Потемкин воспрепятствовал ему. Дескать, Суворов с Потемкиным поссорились еще в Молдавии, а уж при дворе и речи не шло о заслуженной награде.

Книжка «Непобедимый» Бориса Кипниса наполнена выдержками из писем и реляций. По чести говоря, из приведенных выдержек переписки декабря 1790 года – февраля 1791 года никакой размолвкой между Суворовым и Потемкиным не пахнет.

Что касается наград (подполковник лейб-гвардии Преображенского полка, памятная настольная медаль и похвальная грамота), то историк сравнивает их с похожими награждениями того времени.

Это сегодняшний обыватель может скуксить рожу при словах «подполковник», «медаль», «грамота». А тогда такие награждения давались самым высшим по рангу персонам. Например, медаль – самому Потемкину и Орлову-Чесменскому. С преображенскими подполковниками похожая ситуация – считанные единицы первейших людей государства.

Кто бы спорил, Суворов достоин фельдмаршальского жезла. Но по тогдашним традициям пожаловать чин в обход старших по производству генерал-аншефов было бы некрасиво. А таких генералов хватало. Но и пожалованные награждения очень и очень высоко ставили Суворова.

-3

Что до ссоры с Потемкиным, то ее Кипнис датирует уже апрелем 1791 года. И связывает ее с придворными интригами, а не с военными разногласиями.

Фельдмаршальский чин Суворов заслужил в Польше в 1794 году. Стремительная кампания, разгром поляков в полевых сражениях, бросок на Варшаву, штурм Праги и, наконец, покорение самой Варшавы.

Стоит заметить, что на тот момент в живых в России имелось только два фельдмаршала: Кирилл Разумовский и Петр Румянцев. Зато генерал-аншефов старше по производству, чем Суворов, хватало. Ох они и обиделись. Даже начали просить увольнения от службы. Так что осторожность Екатерины в 1791 году имела основания. Но тут уж такие свершения у Суворова, а и наградить уже было нечем, кроме заслуженного чина.

«Вы знаете, что я не произвожу никого через очередь, и никогда не делаю обиды старшим, но вы, завоевав Польшу, себя сделали фельдмаршалом…» (Екатерина II).