Найти тему

Когда ученик расстроен, раздражён

Принцип «выхода чувств».По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они «сами собой» сменяются положительными. Действительно, когда специалист по семейной психотерапии предоставляет женщине, находящейся у неё на приёме, высказать о своём муже самые резкие суждения, даже чудовищно обидные и несправедливые, длящиеся иногда час и более, женщина, как правило, вздохнув, говорит: «Вообще-то он мог бы быть лучше, у него есть неплохие качества…»

Реализация данного принципа требует от психолога (или лица, выполняющего функцию психолога) профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы педагог, выслушивающий сетования Коли на Толю, попросту молчал и время от времени кивком головы, мимикой подтверждал: «Понимаю, внимательно слушаю». Но чаще всего педагог не выдерживает, обрывает Колю, если его занесло Бог знает куда, поправляет, взывает к логике, к совести и т.п. А ведь всё это следовало бы попросту отложить на час или на другую встречу. И тогда Коля, более или менее умиротворённый за счёт «выхода чувств», легче принял бы разумные и человечные доводы педагога.

Почему-то мы убеждены, что внимательно слушать - значит выражать согласие собеседнику. Какое же может быть «согласие», если тот говорит вздорные, возмутительные вещи?… Но в действительности (и это знает любой психотерапевт-практик) вполне возможно, слушая, демонстрировать партнёру сочувственное понимание, которое, тем не менее, ещё не гарантирует вашего согласия с ним»(А.Б. Добрович)[7, с.174-175].

***

Комментарий автора-составителя.

Принцип «выхода чувств» известен с незапамятных времён. Когда человек исповедуется в церкви священнику, этим он «облегчает душу», так как дурные чувства отреагируются, выходят, обезвреживаются. На душе становится легче, негативные чувства, эмоции, «сами собой» сменяются положительными».

Технически этот принцип может реализовываться как в виде пассивного слушания: слушающий кивает головой, поддакивает, говорит «понимаю; возможно и т.п.», - так и активного.

Активное слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Парафраз - практически полное повторение того, что говорит собеседник, слово в слово.
  2. Редакция - повторение фраз собеседника в сокращённой, отредактированной форме.
  3. Вербализация - высказывание предположений по поводу того, что говорит собеседник.

Осваивать активное слушание следует начинать с парафразирования.

Главнейшее техническое условие полноценного срабатывания «принципа выхода чувств» - внимание, терпимость и доброжелательность со стороны слушающего. Слушающий должен выслушивать обиженного, разозленного, раздражённого человека без раздражения и других негативных эмоций.

Такая выдержка развивается при помощи специальных упражнений «систематической десенсибилизации», т.е. понижения чувствительности к раздражающим ситуациям, фразам, явлениям (конкретные техники - см. в приложении).

Также целесообразно, чтобы недовольный, обиженный, раздражённый человек несколько раз рассказал о том событии, которое его вывело из себя, во всех подробностях - это позволит полнее и глубже разрядить негативные эмоции.

Следует избегать споров, пререканий с обиженным или раздражённым человеком, навязывания ему мнения (даже правильно логически и с точки зрения здравого смысла). Это касается разговора и со взрослыми, и с детьми, если они раздражены. Раздражённый человек не может отдавать себе отчёт и логически мыслить до тех пор пока не выйдут негативные чувства, не разрядится раздражение. А после разрядки, выхода чувств можно нужно поговорить по душам с применением доводов разума.

И если Вы творческий человек, я уверен, что Вы найдёте, как применить этот принцип, как и «словесное дзюдо» в разговоре и с учеником, и с коллегами, и с начальником.

©Клевайчук А.В., "Рабочая пропись творческого учителя", 2009, 2023

Литература

  1. Бернс Д. Хорошее самочувствие. Новая теория настроений.- М.,1995.
  2. Волович М.Б. Математика без перегрузок. - М.: мм «Просвещение»,1991.
  3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий// В сб. «Хрестоматия по общей психологии». - М., 1981, с. 78-86.
  4. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: «Просвещение», 1991.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.,1988.
  6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.,1989.
  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: «Просвещение»,1987.
  8. Елисеев О.П. Конструктивная психология и психодиагностика. - Псков,1994.
  9. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. - Ульяновск,1998.
  10. Кант И. О педагогике// В сб. Мудрость воспитания. - М.: «Педагогика» , 1989, с.152.
  11. Коменский Я.-А. Великая дидактика//Избранные пед. соч. - М.,1955, с. 161-376. //В сб. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: «Педагогика»,1981.
  12. Корчак Я. Как на самом деле любить ребёнка. - М.: «Педагогика», 1990.
  13. Лабунская Н.А. Учитель в общении// В газ. «После уроков» №15,1996, с.2-7.
  14. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.,1990.
  15. Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. - М.:"Педаогика",1988.
  16. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск,1998.
  17. Макаренко А.С. Сочинения. - М.: Учпедгиз, 1957.
  18. Макаренко А.С. Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. - Соч. т.5, с.454.

19. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.,1977.

20. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: «Просвещение», 1990.

21. Педагогика: учебник для вузов. - М.: Просвещение,1981.

22. Петровский А.В. Психология воспитания. - М.,1995.

23. Политическая экономия. - М.: Политиздат, 1967.

24. Прайор К. Не рычите на собаку// В журн.: «Наука и жизнь» №8, 1994.

25. Рейнуотер Д. Это в Ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. - М.,1992.

26. Рерих Н.К. Светлые Врата. - Новосибирск,1996.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «Владос», 1995.

28. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М.: «Педагогика», 1991.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.,1990.

30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.,1992.

31. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: «Знание»,1992.

32. Словарь практического психолога. - СПб., 1996.

33. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. - М.: «Педагогика», 1989.

34. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М.:"Педагогика", 1991.

35. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М.,1994.

36. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. - Киев, 1979.

37. Томкинс С. Эмоции//В журн.: «Наука и жизнь» №12, 1977.

38. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.

39. Хэй Л. Целительные силы внутри нас. - М.,1997.

40. Чарели Э. Гимнастика для голоса// В газ.: «АиФ - Здоровье» №22,1994.

41. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: «Просвещение», 1989.

42. Щерба Н.Н. Кто работает в банке? - СПб.,1996.