«Начитаешься всяких непристойностей! Вот возьму всю эту твою новомодную макулатуру, да и выкину с глаз подальше! Кто вообще такое пишет и читает? Только какие-нибудь цыгане, большевики, всякие непонятные эмигранты, косматые русские, да еще Бог знает кто!»
Недавно сходила на еще один (тут примерно как рубашки у Тома Сойера)
спектакль Теннеси Уильямса — «Ты слишком много куришь, Лили!»
Спектакль идет в очень необычном месте — Боярские палаты на Страстном.
Пьеса «Ты страсть как много куришь, Лили» была написана Теннесси Уильямсом в 1935 году. Ему всего 24, свой «Стеклянный зверинец» он напишет только через 9 лет, в 1944. Эти две пьесы невозможно не сравнивать.
Кажется, что «Лили» была наброском (она действительно очень короткая, в один акт, и заканчивается как-то внезапно, словно автор не знал, как закончить) - куски текста из одной пьесы он просто переписал в другую.
Та же мать, которая «положила всю свою жизнь к ногам дочери», сделала все, чтобы сделать ее дамой высшего общества. Тот же отец, который давно ушел из семьи и к которому дочь обращается в своих воспоминаниях.
Только здесь автор еще не осмелился вставить себя, брата и сына. Позже он стал смелее, или ему надоело прятаться? Здесь единственный мужчина, присутствующий на сцене - врач-психоаналитик, комментирующий женскую сексуальность и комплекс Эдипа (кстати, странно, почему, тогда уж по логике, надо рассматривать комплекс Электры). В пьесе такого героя нет, там только две женщины, мать и дочь.
Очень пронзительная постановка Спектакли Лидии Хазовой. Обе актрисы - мать Елены Бирюковой и Лили Дарьи Таран просто великолепны. Дарья - настоящий современный подросток, вся в черном. Может быть, поэтому в первой цитате вместо цыган и большевиков - ЛГБТ и феминистки, которые безусловно всегда виноваты во всем и во все времена. Ведь мама так любит свою девочку, так старается для нее.
Меня поразило стихотворение Цветаевой, которое читает со сцены Лили (это, конечно, вольность постановки).
Я только девочка. Мой долг
До брачного венца
Не забывать, что всюду — волк
И помнить: я — овца.
Мечтать о замке золотом,
Качать, кружить, трясти
Сначала куклу, а потом
Не куклу, а почти.
В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка, — молчу.
Ах, если бы и мне
Взглянув на звезды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!
1909 г.
Для меня тут неожиданный рефрен с, извините, «Вредными советами» Остера, которые я нежно люблю. Помните у него?
Родился девочкой – терпи
Подножки и толчки.
И подставляй косички всем,
Кто дернуть их не прочь.
Зато когда-нибудь потом
Покажешь кукиш им
И скажешь: «Фигушки, за вас
Я замуж не пойду!»
Хорошо, что теперь мы знаем, что есть другие варианты прожить свою жизнь. И я, кстати, даже не рыдала, как старательно собиралась. Но очень, очень всех жалко...