Автор Т. Н. Сергель — учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 «Сказка», г. Прокопьевск Кемеровской обл.
Су-джок-терапия — один из методов традиционной корейской медицины (автор — профессор Пак Чжэ Ву), которая заключается в стимулирующем воздействии на рефлекторные точки кожи, что способствует оздоровлению и укреплению организма в целом и в частности.
Этот метод успешно используется и нашими современниками, в том числе учителями-логопедами, в комплексной коррекции тонкой моторики при тяжелых заболеваниях у детей дошкольного возраста, таких как ДЦП, остаточных явлениях послеродовых травм, миатонических синдромах, задержке психического развития, которые часто сопровождаются нарушениями речи.
Ввиду своей высокой эффективности, безопасности в применении, универсальности и доступности метода для каждого человека, су-джок-терапия полезна всем.
Я предлагаю вам 15 авторских игровых упражнений в стихах, позволяющих в простой и занимательной форме решать коррекционно-развивающие задачи как в образовательных учреждениях, так и в семье: развитие тонкой моторики, а через нее речи; стимулирование биологически активных точек руки и тела; воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Схемы биологически активных точек, если это необходимо, вы можете найти в интернет-ресурсах. Цель же данного методического пособия — помочь играть с шариком и колечками су-джок и быть здоровыми.
Перед тем как начать игровые упражнения, преподнесите детям набор су-джок в игровой форме. Удивитесь: «Что это? Почему так полезно поиграть с шариком-ежиком и пружинкой Иринкой? Как играть? Сейчас узнаем». Покажите упражнения в стихотворном сопровождении сначала на себе. Потом попросите ребенка помочь выполнить некоторые массажные упражнения на себе: «Полечи меня», «А теперь я тебя». По мере усвоения упражнений привлеките к параллельной совместной деятельности.
Помните, что регулярный личный пример будет привлекать ребенка к игровым упражнениям, а также способствовать развитию его речи. Систематичность же поможет достижению цели. При снижении интереса ребенка совместно придумайте сказку или спрячьте шарик на какое-то время. Вы сами можете сделать ребенку су-джок-массаж — это очень приятно, главное, чтобы была привлекательная мотивация.
При проведении игровых упражнений и массажа старайтесь наиболее интенсивно воздействовать на подушечки пальцев рук и на всю поверхность ладони. Но не переусердствуйте, а учитывайте индивидуальные и возрастные особенности тех, с кем играете.
Желаю вам успехов в выработке у малышей стремления к здоровому образу жизни.
- «Будь здоров!»
Чтоб писать и рисовать,
Будем пальцы упражнять.
Мы полечим пальчик наш —
Сделаем ему массаж.
С каждым пальцем поиграем,
Шарик-ежик покатаем.
Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке с тыльной и ладонной стороны, интенсивно воздействовать на подушечки пальцев.
- «Мы колечки надеваем»
Мы с колечками играем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будут пальчики здоровы
И к труду всегда готовы.
Массировать пальцы прокатывающими движениями, надевая колечко поочередно на каждый палец и закрепляя их название.
- «Крючочки»
Как наш пальчик изловчился
И за шарик зацепился!
Буду шарик поднимать,
Свои пальцы обучать.
Удерживать шарик одним пальцем, затем обхватывать каждым пальцем и поднимать.
4. «Колючий шарик»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой,
Подружись сейчас со мной.
Шарик на ладони катать каждым пальцем круговыми и прямолинейными движениями вверх-вниз, влево-вправо.
5. «Пальчик-дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю
И по пальчику скольжу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
Надевать и последовательно прокатывать кольцо сверху вниз на пальцах обеих рук поочередно, под счет «Раз, два, три, четыре».
6. «Кольцо»
Научу я пальчик свой
Кольцо надеть одной рукой.
Как надел, так и снял.
Пальчик свой поупражнял.
Последовательно надевать на пальцы и снимать колечко без помощи другой руки.
- «Шарик с сюрпризом»
Шарик я открыть хочу,
Правой я рукой кручу.
Вот опять открыть хочу,
Левой я рукой кручу.
Ловко с шариком играю
И вас, ребята, научу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой — левую половинку, открывая и закрывая шарик, вынимая и пряча заранее положенный в шарик сюрприз.
- «Пинцетик»
Дружат пальчики, не тужат,
Им пинцетик очень нужен.
Эй, кто ловкий, не зевай,
Пинцетом шарик поднимай!
Растопырить пальцы, как будто пинцет, и последовательно поднимать шарик прямыми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, поочередно левой и правой рукой.
- «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу —
Двумя пальцами держу.
Снова шарик покажу —
Другими пальцами держу.
1-й вариант. Удерживать шарик двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и большим, указательным и указательным, средним и средним, безымянным и безымянным, мизинцем и мизинцем.
2-й вариант. Удерживать шарик двумя пальцами руки: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Усложнение: использовать одновременно два шарика (по одному в каждой руке).
- «Близнецы»
Братья пальцы — близнецы,
Удалые молодцы.
На них колечки надеваем,
Как зовут их, называем.
Надевать оба кольца поочередно на два больших, на два указательных, на два средних, на два безымянных и на мизинцы, проговаривая названия пальцев.
- «Кручу-верчу»
Шарик пальцами кручу —
Здоровым быть всегда хочу.
Большим и указательным пальцами левой (затем правой) руки удерживать шарик,а большим и указательным другой — крутить, как бы пытаясь открыть его. Пальцы чередовать: большой и средний, безымянный и большой и т. д.
- «Лягушки по кочкам»
Мои пальчики — лягушки,
Пучеглазые подружки,
Все по кочкам проскакали
И в болото не упали.
Вот так пальчики мои!
Всё сумели, всё смогли!
Шарики раскрыть и положить на стол плоской поверхностью вниз. «Попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам.
- «Прятки»
Шарик спрятать я хочу,
В кулачке его держу.
То сожму, то разожму
И всем игрушкам покажу.
Сжимать и разжимать шарик в каждой руке от трех и постепенно до 10 раз.
- «Жонглер»
Шарик ловко я бросаю,
А другой рукой ловлю.
Всё бросаю и бросаю
И ничуть не устаю.
Раз поймал и два поймал,
Шари к даже не устал!
Перебрасывать шарик из одной руки в другую, постепенно увеличивая расстояние между руками.
- «Шарик-путешественник»
Мы с тобой давно друзья,
Не боюсь колючек я!
Смело я су-джок беру,
Путешествие начну.
Бежит шарик по руке,
А теперь он на спине.
Вот по шее покружился,
На грудине очутился,
Там катался шарик-джок,
Насмешил меня, дружок.
Шарик прыгнул — убежал...
На ноге его поймал!
Вот!
Прокатывать/массажировать шариком различные части тела, в игровой форме закреплять их названия и интерес к су-джок-массажу.