Начало
ИСТОРИЯ ОТ НИКОЛАЯ КАРАМЗИНА
Первым историком, который обнаружил и обнародовал записки тверского путешественника, стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), создатель «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по истории великой России. Указом императора Александра I от 31 октября 1803 года Н.М. Карамзин был официально назначен государственным историографом.
Через полтора десятка лет, в 1817-м, вышли из печати первые 8 томов «Истории...». Уже через год, в 1818-м, было предпринято 2-е издание книги уже в 12 томах, что только подтверждало его общественную значимость. Подчеркнём, что вся подвижническая деятельность Николая Карамзина имела огромный успех и получила признание не только в России, но и за рубежом.
На протяжении более 20 лет Николай Михайлович неустанно работал над поиском исторических документов, находя всё новые материалы по истории государства Российского, которые хранились, прежде всего, в монастырских архивах и библиотеках Русской православной церкви, куда доступ учёному был открыт. Именно там он и обнаружил записки о тверском купце, побывавшем в Индии: «Я нашёл их в библиотеке Троице-Сергиева монастыря при одной летописи в четвёртку старинного письма».
ИЗ РЖЕВСКИХ КУПЦОВ
Именно Николай Карамзин стал первым, кто предположил, что Афанасий Никитин происходил из ржевских купцов, которых отличали отменное здоровье, грамотность, умение ладить с людьми, незлобивость, патриотизм и набожность. Афанасий Никитин, как подметил Н.М. Карамзин, был умелым организатором, хорошо владел литературным словом, был образован, любознателен и удачлив, опытен и предприимчив, понимал смысл мены денег и товара, значимость богатства, но особенно ценил внутренние, духовные качества человека, честность и доброту.
Существует ещё одно подтверждение ржевских родовых корней Афанасия Никитина. Этот факт зафиксирован в рукописных «Исторических записках» учителей Раменских, проживавших с конца XVIII века в селе Мологино Ржевского уезда. Весьма занимательными стали и исторические документы Тверского областного архива, – указы Главной соляной конторы 1756-1766 г.г. по городу Ржеву, приходо-расходные книги и ведомости соли и денег соляной продажи за 1748-1772 г.г. Не менее важны с этой точки зрения документы 1731-1775 г.г. о поставке в Ржев астраханской, пермской и эльтонской соли и организации подрядов и ведении ведомостей о соляной продаже, приходе и расходе денег соляной продажи (в том числе о взыскании недоимок и штрафов с соляных голов и целовальников), выборах соляных голов и целовальников в Ржеве и Старой Руссе и их злоупотреблениях. Получается, что дело, задуманное Афанасием Никитиным, крепко осело в Ржеве.
Согласно документам, в 1758 году Терентий Волосков был избран соляным головой – главным распорядителем государственного стратегического сырья. В его обязанности входило руководство по сохранности казённой соли. При вступлении в эту должность он давал присягу и отвечал своим имуществом и жизнью за добытый государством дорогостоящий минерал.
В 1761-1763 г.г. и далее Т.И. Волосков являлся ратманом городового магистра, должностным лицом в органах местного самоуправления, и членом магистрата – администрации города. Ратманы, или советники, избирались городскими собраниями депутатов сроком на 6 лет. Работа на общегородскую пользу выполнялась на общественных началах, безвозмездно – только за честность, порядочность и веру.
Из архива известно, что Ржев был центром сбора денег от соляной продажи со всей округи (1748-1772 г.г.), а также большим оптовым узловым складом по организации подрядов поставки, доставки и торговли астраханской/баскунчакской, пермской и эльтонской соли для многих западных регионов страны. Соль из Ржева отправляли в Великие Луки, Витебск, Вязьму, Гжатск, Дорогобуж, Осташков, Порхов, Торопец, Старицу.
В 1776-м, после губернской реформы 1775 года, когда Ржев стал уездным городом Тверской губернии, купец третьей гильдии Терентий Волосков был избран первым городским головой. В 1785-м в благодарность ржевитянам за доверие на свои средства он построил каменную Покровскую церковь с золочёным иконостасом и пятью престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Иоанна Богослова, Архистратига Михаила и Иоанна Воина.
«ЖЕМЧУЖНЫЕ» ИСТОРИИ
Ещё одним занимательным обстоятельством, которое подтверждает наличие «ржевского следа» в биографии Афанасия Никитина, является уникальная местная особенность. По народным легендам, во многих своих финансовых операциях, которые осуществлял русский путешественник, он рассчитывался жемчужными зёрнами, коими была подбита ткань подкладки его одежды. Таким образом, жемчуг как природный минерал служил и для укрепления швейного изделия (придания ему толщины и формы), и для предотвращения истирания верхней ткани, а также являлся крепкой бронёй и защитой от неприятельского оружия. Кроме того, жемчуг в средние века (как, собственно, и сейчас) ценился как драгоценный камень и использовался для производства ювелирных изделий. Он был не только средством парадного украшения одежды, но и показателем богатства.
По народным поверьям, жемчужные зёрна являлись сильнейшим природным оберегом от врагов и завистников, охраняли от воров и проведения нечестных сделок. Этот заговоренный камень-минерал благоприятствовал людям, ибо рассеивал злые чары и придавал уверенность человеку, вокруг которого кружилось много недоброжелателей и недругов. Кроме того, жемчуг считается талисманом творчества, помощником в разрешении трудных и непредвиденных ситуаций.
Некогда в водах Верхнего Поволжья в избытке водился жемчуг. Недаром среди названий рек с жемчуженосными раковинами в государстве Российском ещё в XVIII веке упоминалась Верхняя Волга с её притоками. 8 июня 1721 года вышел первый указ о жемчужной ловле (№ 42). В исторических документах есть пример, что ещё в 1720-м осташковским (тогда ржевским) купцом Василием Кабылиным были доставлены государыне царице Екатерине Алексеевне жемчужные зёрна из Ржевского и Новгородского уездов, где «съыскиваются в раковинах жемчужных по 2 и по 3 бурмицкие» зерна (крупный и окатистый жемчуг).
Вышеназванным указом обывателям запрещалось вне зависимости от звания добывать в реках жемчуг без надлежащего разрешения властей. Для необходимого присмотра за жемчужным промыслом выделялись особые доверенные люди, приносящие клятву в верности и справедливости, текст которой был лично отредактирован царицей. А поскольку искать жемчуг могли только приставленные к этому делу люди и никто, кроме них, заниматься ловлей жемчуга не мог, то в надлежащих местах предписывалось поставить караул. Для сбора жемчуга разрешалось нанимать работников (ловцов).
Ржевские старожилы ещё помнят, что и ХХ веке в нашей Волге можно было найти раковины, в которых таились «беззубки» – моллюски. А в самом Ржеве даже после Великой Отечественной войны работала пуговичная фабрика, которая специализировались, в частности, на выпуске пуговиц и прочей швейной фурнитуры, изготовленной из перламутровых волжских раковин.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В заключение наших размышлений о хождении за три моря Афанасия Никитина приведём еще одну поразительную и показательную причину привязанности путешественника к отеческой – ржевской – земле. Обратно на Русь купец поднимался и возвращался по Днепру (не по Волге, а ведь это было бы привычнее и, возможно, безопаснее). И ведь дошёл он уже до Смоленска, почти до любимой родины: «что там до Ржева-то – рукой подать, закрайка смоленской земли будет».
Вспомним, что ржевский край очень долгое время входил в состав Смоленского княжества. Это было и в XIII-XIV в.в. А потом на протяжении своего дальнейшего существования ржевская земля постоянно являлась предметом спора московских, тверских, смоленских и литовских князей. Так, в 1408-1410 г.г. территория у Ржева управлялась Свидригайло Ольгердовичем, после чего наш город ненадолго перешёл к Москве. А в 1447-1460 г.г. Ржев уже был частью Тверского княжества. Это и есть период великого похода Афанасия Никитина. В 1462-1526 г.г., почти на семь десятилетий, Ржевское княжество стало вновь уделом великих князей Московских.
Ржевская земля лишь в конце первой половины XVIII века вошла в состав Тверской епархии. Это произошло в 1744 году.
Возвращение домой по реке Днепр для купца Афанасия Никитина в 1472-м было весьма веским, осознанным и знаковым обстоятельством. Ведь от истока Днепра до Ржева – всего 70 вёрст! Напомним, что Ржевская округа на порубежье Смоленско-Тверского пограничья исстари звалась «Большой Оковский лес (лес рек и волоков) – славянские ключи», откуда берут начало крупнейшие водные недра Европы: Днепр, Волга, Западная Двина (Даугава).
Как было сказано выше, политическое положение на Волговерховье на начало второй половины XV века складывалось непросто: границы княжеств постоянно рушились и менялись, расшатывая и усиливая нестабильность «стояния» приволжских территорий. Это, по-видимому, и давало новый повод для раздумий путешественника Афанасия Никитина о пути следования домой, и «дым Отечества», безусловно, звал и манил его к родным берегам...
Ольга КУЗЬМИНА.
На снимках: путешественник Афанасий Никитин; автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин; первый ржевский голова Терентий Волосков; путевые заметки Афанасия Никитин о «хождении за три моря»