Найти тему
Логопед Анна Полякова

Если специалист требует помощи родителей, то зачем он вообще нужен?

Хейтеры подкидывают мне все новые и новые поводы для статей. "Вы постоянно говорите о помощи родителей в лечении. Раз Вы специалист, то зачем Вам привлекать родителей, справляйтесь сами".

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Давайте начнем с азов педагогики. Думаю, многие тут проходили хоть какое-то обучение, пусть даже школьное. Подобные заявители глупыми себя не считают, а значит они вполне в состоянии открыть любой образовательный маршрут на любую методики и посмотреть сколько в нем предусмотрено лекционных часов и сколько индивидуальной работы для усвоения курса. Теперь давайте рассмотрим среду коррекционно-логопедическую. По стандартам на работу учителя логопеда в дошкольном учреждении приходится 20% материала, и 80% должна дать семья. Проблема тут не в качестве учителей, а в объеме воспринимаемого материала ребенком. Логопед и дефектолог бы и рад просидеть с малышом час и два, за оплату, естественно. Но восприятие ребенка снижено, и максимум что он может из него выжать это 30 продуктивных минут, и еще 15 на запоминание материала без активной работы. Это объем взрослых дошкольников, чем младше ребенок, тем меньше этот временной резерв. А у деток со сниженным вниманием и нарушенным слуховым развитием он достигает порой 5 минут. Здоровым деткам, и этого вполне хватает, чтобы поставить недостающие звуки. Для больных же действует все тот же принцип описанный выше, и специалист справляется с тем объемом, с которым может в сложившихся совокупных, комплексных условиях семейного взаимодействия.

"Вот тот логопед не привлекает родителей к работе, сам справляется, правда ребенок отстает, и динамики мало, но тут не специалист виноват, а проблема серьезная". – Еще одна мысль данного комментатора. Все хотят денег. Не каждый может позволить себе не работать. Когда я поднимаю вопрос работы и образования, мой муж в очередной раз намекает мне, что я сама нашла себе такое развлечение, а могла бы смотреть сериалы сидя дома и на семью нашу это никак бы особо не повлияло. При мысли, что я могу пойти работать в реабилитационный центр или больницу (мне бы очень хотелось надеть белый халат), он приходит в полный ужас. У меня действительно не так много свободного времени, которое я могу отвести на работу, и оно уже забито практически полностью, я с трудом нахожу время даже для консультаций. Порой я просыпаюсь утром с мыслью, как же можно умудриться так работать сидя дома, а голова к вечеру кипит. Но у меня большая нагрузка. Чередой идут и ученики и два образования, и написание комплексной обширной диссертации. Удобно лишь то, что диссертацию частями можно проводить под разным соусом в разных учебных заведениях, что хоть как-то компенсирует объем работы. Плюсом моя семья и дети получают внимание по остаточному принципу. Не все специалисты такие загруженные. Обычно специалист дает конкретную фразу о занятиях: "Чем больше, тем лучше". Стандартно ребенок должен заниматься каждый день, один раз минимум, лучше два -три раза. Моя подруга не могла и не хотела работать с ребенком сама. Она оплатила реабилитационный центр на 6 дней в неделю. Ее дочка дала динамику, но стоимость центра в месяц соответствовала ее доходу в должности директора региональной сети, и динамика все равно была низкая. Врачи поставили к стенке и заставили заняться дочкой самостоятельно. Действительно спустя пол года, она поняла что мама необходима в отработке материала.

В педагогике сейчас активно обсуждается вопрос привлечения родителей. Профессора говорят об отстраненности мам, их списывании детей и нежелании вникать в проблемы. "Мама занялась с взрослым сыном, только когда он сказал первую фразу. До этого она водила его к специалистам, чисто на искуплении совести, сама же не собиралась прилагать собственные усилия даже под контролем педагога. Какого труда стоило убедить ее оказать данную помощь." Мама просто не занимается, сдала няне, и ушла на работу". А чего только стоит история папы мальчика с Синдромом Дауна растиражированная на весь интернет. Мама малыша, извините, логопед! Она первая заявила, что знает этих детей ,и дети эти безнадежны, требовала сдать ребенка. А когда папа не согласился ушла из семьи помогать в лечении и восстановлении других "более перспективных малышей". Как думаете у нее высокий список требований к клиентам? Озвучивает она им свою позицию? Навязывает ли она приходящим к ней особым мамам работу со своими детьми? И самое главное насколько она вообще заинтересована в идее помочь ребенку, а не заработать, оказавшись удобной маме такого малыша?

Ярче всего данное направление я увидела в педиатрическом отделении Морозовской больницы. На соседней койке лежал мальчик, с тяжелой формой ДЦП и умственной отсталостью. Мы разговорились с его мамой, разговор пошел о лечении. "Да как его лечить? Мы с ним, еще маленьким, как-то пошли к специалисту по ЛФК и массажу. Ее в нашем городе очень ценят, по совету пошли. А она то тут подержите ребенка, то там зафиксируйте. Ну и какой смысл я к ней пришла, чтобы вокруг стола ее рабочего скакать. Она специалист вот пусть со всем сама и справляется, а не может нечего и браться. Нет, мы его не лечили совсем". На самом деле история этой женщины очень трагична. Она поздно вышла замуж. Поздно родила тяжелого ребенка. Не смотря на проблемы сына, от плана родить еще здорового малыша она не отказалась. Увы, но две следующие беременности закончились трагедией. Дети не прожили и неделю, и так же имели патологии. Виной была генетика, но мама не хотела ее искать, веря в счастливый исход новых родов. Глядя на всю эту картину мне в голову приходила мысль: «Может вон он, твой гештальт, может стоило лечить тяжелого, но живого ребенка». Так или иначе, судьба есть судьба, и я не вправе судить ее выбор, могу лишь констатировать результат ее действий. Все же это не отменяет, что она заботливая мама, дарящая ребенку любовь, и тепло.

Каждый сам для себя делает вывод, нужно ли заниматься с ребенком дома. Образовательная система по определению считает, что это необходимо и вкладывает подобную работу в каждый образовательный маршрут. Некоторые родители продолжают целенаправленно игнорировать данный аспект, даже не подозревая, что у любой коррекционной методики есть свои предусмотренные временные рамки и объем надомной работы.

Проблема привлечения семей и родителей к лечению все так же стояла и будет стоять крайне остро. Все так же над ней будут работать эксперты, формируя форумы и рабочие столы.

Для себя я пришла к выводу, что есть пласт вовлеченных мам, что ждут помощи и вектора работы, а есть сфера не готовых. Которые найдут миллион оправданий, о том, что они не педагоги и им эту премудрость осилить не по силам. Интересное дело, но те же самые мамы не противятся помогать в выполнении домашнего задания своим здоровым детям, не вспоминая об отсутствии диплома о педагогическом образовании.

А что Вы думаете о формировании образовательно-коррекционного маршрута, априори включающего в себя работу родителей?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.