«Для меня Васильевский остров – не просто любимая часть Петербурга. Здесь я родилась, и здесь прошли мои лучшие годы: 4-я линия, дом № 61 навсегда останутся в моём сердце. Мы жили в небольшой коммунальной квартире, в ней было всего три комнаты, одну из них занимала наша семья – папа, мама, я и моя младшая сестра, – рассказывает Алла Плисс.
До революции наш дом № 61 принадлежал представителям знаменитой династии заводчиков Демидовых. Изначально здание было двухэтажным, его хозяином был купец Дунаев. В 1825 году по заказу нового владельца – Н. Н. Демидова – архитектор Е. И. Диммерт надстроил дом третьим этажом. Это здание сохранилось до наших дней, только ещё «выросло» до пяти этажей.
Комната, где поселилось счастье
Мы жили на пятом этаже, без лифта. На площадку, где располагалась наша квартира, вела страшная винтовая лестница. Однажды сестрёнка упала с неё и сотрясение мозга получила. К счастью, всё обошлось, быстро восстановилась. Училась всегда успешно – была отличницей в классе. Хотя, конечно, все мы – и родители, и я – сильно за неё испугались...
У нас была замечательная семья. Часто вспоминаю нашу комнату в коммунальной квартире, наполненную теплом и родительской любовью. Мы всегда отмечали дни рождения, праздники, приглашали друзей. На 7-й линии была кондитерская от фабрики имени Н. К. Крупской. Папа покупал там вкуснейшие торты. А всеми любимый торт, состоящий из маленьких пирожных (не помню название), заказывали заранее.
Родители много работали, но выходные старались проводить с нами. Наше любимое место прогулок – набережная Макарова. Любимый вид транспорта – «Ракета», которая отправлялась в Петродворец, мы туда ездили всей семьёй. Это были прекрасные поездки, наполненные очень яркими впечатлениями.
Мы жили по соседству
Для кого-то коммунальная квартира – тяжёлое испытание, поскольку близость с соседями предполагает самые разные отношения, как говорится, от любви до ненависти и снова до любви... Но нам с соседями повезло – как в нашей квартире, так и в парадной, мы со всеми были в хороших отношениях.
Помню наводнение 1967 года. Был затоплен первый этаж нашего дома. Тогда все соседи помогали пострадавшим. В то время люди были более сплочёнными, поэтому чужая боль воспринималась острее, и отношения были крепче, в том числе и между соседями.
В нашей парадной на четвёртом этаже жила семья Нечаевых. С Олей мы дружили и учились в одном классе. Папа Оли, дядя Жора, был дирижёром военного оркестра. Семья переехала в Киев, на новое место работы дяди Жоры. Мы так плакали, когда провожали их. Оля приехала к нам в гости через 25 лет. Красивая, с каштановыми волосами... Это была незабываемая встреча близких людей.
Что касается других друзей детства, у меня есть школьная подруга – Наташа. Мы дружим с ней до сих пор.
«Тарантелла» на «бис»
Напротив нашего дома был (и сейчас есть) радиозавод имени Козицкого, где в советское время выпускали цветные телевизоры «Радуга», а рядом с нами находился Дом культуры (Клуб радиозавода им. Н. Г. Козицкого, 4-я линия Васильевского острова, 67).
В советское время на первом этаже ДК Козицкого работала заводская столовая, в которой очень вкусно готовили, почти по-домашнему, и блюда стоили недорого. Ещё помню буфет, где всегда была длинная очередь за вкуснейшим молочным коктейлем по 11 копеек.
На втором этаже находилась диетическая столовая, которая тоже была очень популярна. В ней комплексный обед из трёх блюд стоил всего 37 копеек (в ценах конца 1970-х – начала 1980-х годов).
Из духовной пищи в ДК Козицкого была прекрасная библиотека. В подвале, где располагалась гардеробная, работал книжный киоск, а в нём – большой выбор газет, толстых журналов, замечательная подборка художественной литературы. На третьем этаже находился кинотеатр. Помню, в нём стояли очень удобные кресла. Сколько фильмов чудесных там пересмотрела!
Вообще, ДК Козицкого – удивительное место. Это был целый мир детства! Здесь работало очень много самых разных кружков, в которых занимались дети со всей округи. Я ходила в хореографическую студию. Мы выступали на предприятиях Ленинграда. Помню, как нашу «Тарантеллу» вызывали на «бис» много раз.
В середине 1990-х годов здание ДК Козицкого переделали в Международный деловой центр. В настоящее время здесь находится Санкт-Петербургский художественный музей.
Нашей парадной уже нет
Всё моё детство связано с ним, любимым Васильевским. Чудесное время! Первая учительница в школе № 20 – Лидия Мустафьевна Артемьева. Состояние счастья.
Но потом наша семья соединилась с бабушкой, и мы переехали в Урицк – «на выселки», как говорили между собой. Да, наш класс сделал нам с сестрёнкой прощальный вечер, когда мы уезжали на новое место жительства. Многие одноклассники ездили к нам в Урицк в гости. Но я никогда не могла привыкнуть к этому месту. Приезжала на любимую 4-ю линию и ревела...
Сейчас живу в Берлине. Но Васильевский остров – моя любовь на всю жизнь. Как, впрочем, и Ленинград, мой любимый. Родина моя.
В Петербурге в последний раз была в 2004 году. Конечно, ездила на 4-ю линию. Нашей парадной уже нет. В доме прошёл капитальный ремонт – квартиры как-то объединили, число парадных сократилось. Но двор был очень ухоженный. И деревья выросли.
К сожалению, вряд ли ещё смогу приехать в Петербург, даже когда наладится сообщение. После ухода из жизни моего любимого мужа, с которым прожили в любви почти 24 года, у меня пошатнулось здоровье…
А вообще, что хочу сказать: я много где побывала, всю Европу увидела. Ребята, ленинградцы, нет ни одного места на свете лучше России».
Дорогие друзья! Если вы родились и выросли в Ленинграде, поделитесь, пожалуйста, своей историей. Расскажите, о доме, в котором прошло ваше детство, о любимых улицах, переулках и дворах. С кем дружили, во что играли, о чём мечтали?
Читайте также другие ЛЕНИНГРАДСКИЕ ИСТОРИИ
Подписывайтесь на мой канал. Всего вам доброго и до новых встреч!
Фото автора