Обзор немецких медиа
🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Большинство немцев не поддерживают Израиль» рассказывает, что война на Ближнем Востоке беспокоит большинство жителей Германии. Однако население разделилось в своей оценке происходящих событий. Лишь меньшинство считает, что Германия несёт особую ответственность перед Израилем. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Война на Ближнем Востоке вызывает крайнюю озабоченность у подавляющего большинства населения. 76% обеспокоены сложившейся ситуацией, а доля политически заинтересованных людей даже выше этого среднего показателя. В то же время в оценке конфликта и реакции Израиля на варварское нападение ХАМАС нет единого мнения. Многие знают, что Израиль - это страна, для которой характерна постоянная угроза. События 7 октября стали жестоким напоминанием об этой угрозе.
Тем не менее, ответные действия Израиля находят лишь ограниченную поддержку. Население разделилось по этому вопросу: 35% считают, что Израиль имеет право вторгнуться в сектор Газа и предпринять жёсткие действия против ХАМАС, чтобы восстановить безопасность своей страны. 38%, напротив, выступают за сдержанный подход, чтобы избежать жертв среди палестинского населения, а также роста поддержки ХАМАС. Этой позиции придерживаются в основном женщины и жители Восточной Германии. 37% западных немцев и 45% восточных немцев выступают за то, чтобы Израиль проявлял военную сдержанность.
Отношение к Израилю в 2006 году было более критичным, чем сейчас. В то время большинство населения осознавало угрозу, исходящую от этой страны. В то же время каждый второй критиковал Израиль за то, что он слишком мало понимает своих арабских соседей и несправедливо оккупирует территории. Почти каждый третий даже обвинил Израиль в том, что он вообще не хочет мира. Сегодня такое обвинение высказывают 17%, в то время как во время ливанского конфликта этот показатель составлял 31%. Критика в адрес Израиля за то, что он слишком мало понимает своих арабских соседей, снизилась с 50 до 37%, а обвинения в том, что Израиль несправедливо оккупирует территории, - с 48 до 38%. При этом 44% критикуют Израиль за то, что он прилагает слишком мало усилий для улучшения положения палестинцев. Этой критике выше среднего подвергается политически заинтересованная часть населения.
Если общая критика политики Израиля после ливанского конфликта снизилась, то убеждённость в том, что Израиль заслуживает нашей особой поддержки, возросла. Если в 2006 году такой позиции придерживались только 22%, то сегодня - 32%. Это значительный рост, но в то же время ещё удивительно низкая доля. Подавляющее большинство всегда было убеждено в том, что отношения Германии с Израилем являются и должны быть особыми. Однако лишь меньшинство - 34% - связывают с этим особую ответственность за судьбу Израиля. Хотя это и больше, чем в 2006 году, но этот показатель находится в узком диапазоне между 28 и 35%, в котором он колеблется уже более 30 лет.
Таким образом, реакция населения гораздо более амбивалентна, чем общественная дискуссия. В 2006 году, когда Израиль вторгся в Ливан в рамках борьбы с «Хезболлой», общественное мнение было гораздо ниже, чем сегодня. В то время только 21% считал реакцию Израиля на ракетные обстрелы «Хезболлы» правильной, а 53% полагали, что Израиль не должен был нападать.
Это мало подтверждает теорию о том, что на отношение к Израилю и признание особой ответственности Германии влияет всё большее отдаление во времени от Холокоста и поэтому почти неизбежная эрозия. Исследования, проведённые Институтом Алленсбаха в 1950-х годах по оценке национал-социализма и антисемитских позиций, показывают, что они всё ещё были относительно широко распространены в ближайшем окружении. Ситуация постепенно менялась по мере того, как люди смирялись с нацистской эпохой.
Если бы увеличение временной дистанции характеризовало отношение, то поколения должны были бы существенно различаться по этим вопросам. Однако этого не происходит. В возрастной группе старше 60 лет 33% считают Израиль страной, заслуживающей нашей особой поддержки, в то время как среди тех, кому меньше 30 лет, таких 34%. У представителей высших слоёв общества и политически заинтересованных слоёв населения эта позиция выше средней, а у жителей Восточной Германии - ниже средней. 35% западных немцев и 21% восточных немцев считают, что Германия несёт особую ответственность за судьбу Израиля.
Такая позиция характеризует и реакцию на заявление канцлера Олафа Шольца о том, что в сложившейся ситуации у Германии может быть только одно место, и это место - на стороне Израиля. С этим согласен 31% населения, в то время как 43% выступают за то, чтобы в основном не вмешиваться в этот конфликт. Существует чёткий водораздел между теми, кто считает, что Германия несёт особую ответственность за судьбу Израиля, и теми, кто с этим не согласен. Поддержка позиции канцлера выше среднего среди высших социальных слоёв и ниже среднего среди населения Восточной Германии и политически незаинтересованных лиц.
Только 18% жителей Восточной Германии видят место Германии в сложившейся ситуации на стороне Израиля, в то время как 58% хотели бы видеть широкий нейтралитет. Сторонники разных партий в некоторых случаях реагируют по-разному. С заявлением канцлера согласны «зелёные», доля которых выше среднего, и гораздо меньше сторонников левых и AfD, большинство из которых призывают Германию вообще не вмешиваться в этот конфликт. Только 17% сторонников левых и 15% сторонников AfD призывают к солидарности с Израилем.
Значительная часть населения хочет, чтобы реакция Германии была направлена на гуманитарную поддержку и дипломатические усилия. Две трети населения поддерживают доставку медицинской помощи, 57% - предложение о посреднической роли между враждующими сторонами. Однако даже когда речь заходит о выражении солидарности с Израилем, преобладает тенденция не принимать ничью сторону и оставаться в стороне от конфликта: только 41% выступает за выражение солидарности. Ещё меньше поддержки находят призывы прекратить выплаты палестинцам помощи на развитие. Только 24% считают это правильным решением. Наименьшую поддержку получил любой вид военной помощи: только 9% высказались за поставки боеприпасов и 8% - за поставки оружия. Всего 3% высказались за поддержку немецкой армии.
Даже те, кто считает, что Германия несёт особую ответственность за судьбу Израиля, не выступают за прямую военную поддержку Израиля. Реакция на войну в Ливане в 2006 году была схожей: большинство проголосовало исключительно за дипломатические усилия, а 31% высказался за полный нейтралитет. Лишь 13% посчитали, что участие в миротворческих силах ООН является правильным решением. Однако участие военно-морских сил Германии в войне в итоге не привлекло особого внимания общественности и не стало предметом полемики.
Если население не опасается острой угрозы для своей страны, то всегда трудно найти поддержку военной помощи. Об этом свидетельствует и отношение к зарубежным дислокациям бундесвера в последние десятилетия. Ни одна из них не получила поддержки большинства населения. В то же время в целом они относятся к таким развёртываниям терпимо. Вопросы политики безопасности не могут решаться плебисцитом, они находятся в компетенции лиц, принимающих политические решения.
Разделяет население не только реакция на действия Израиля, но и реакция на антиизраильские демонстрации в Германии. Действительно, эти инциденты всё больше беспокоят граждан. Ещё недавно большинство считало, что антисемитизм в Германии количественно незначителен. В 2019 году только каждый пятый считал его серьёзной проблемой, сейчас - 45%. Лишь каждый третий по-прежнему считает, что речь идёт об исключительных случаях. Особенно серьёзной считают проблему политически заинтересованные лица. Здесь также наблюдаются явные различия между Востоком и Западом: в западной Германии антисемитизм считают серьёзной проблемой чуть менее половины населения, а в восточной - лишь чуть более одного из трёх человек.
Запад и Восток сходятся во мнении, что антисемитские инциденты происходят чаще в связи с иммиграцией мусульман. В этом убеждены 74% населения. Антиизраильские демонстрации также дают понять, что напряжённость в отношениях между странами с мусульманским большинством и Израилем в Германии всё более обостряется. Однако по вопросу о том, как следует реагировать на подобные демонстрации, мнения населения разделились. 44% выступают за прекращение демонстраций, на которых отмечается жестокое нападение ХАМАС и разжигается вражда к Израилю.
41%, напротив, считают свободу мнений и свободу демонстраций высшим благом и утверждают, что даже трудно переносимые выражения мнений и демонстрации должны быть разрешены, если они не являются уголовным преступлением. Этой позиции придерживается в среднем более молодое поколение, население Восточной Германии и сторонники левых сил, но в конечном итоге сторонников различных партий разделяет не меньше, чем поколения. Свободному обществу трудно определить границы того, что оно хочет разрешить, а что предотвратить. Это делает общественные дискуссии по этим вопросам ещё более важными.
Автор: Ренате Кёхер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: лично я Израилю ничего не должен.