Несколько раз в неделю я натыкаюсь на сообщения о том, как аниматор/иллюстратор/дизайнер/подставьте профессию добросовестно сделал свою работу, подлый заказчик скрылся, а заветная смс от сбербанка так и не пришла.
Зачастую эти потерпевшие исполнители наступают на одни и те же грабли, о которых (как я думал) все давно предупреждены. Но грабли продолжают бить по головам, а обладатели этих голов теряют время, деньги и веру в человечество.
На 100% защитить себя от мошенников или недопониманий по ходу работы невозможно. Но вполне реально минимизировать риски, если просто взять ложку старой советской со... следовать простым правилам работы на фрилансе.
Итак, вам приходит сообщения от некоего Василия, в котором он пишет: «Привет! Видел твои работы, хочу заказать у тебя анимацию». Что делать после того, как уже мысленно потратил заработанные деньги:
1. Узнаём кто такой этот Василий. Без всяких стеснений просим рассказать о себе, какую компанию он представляет, кем он в этой компании является, будет ли он конечным заказчиком или будет передавать работу кому-то еще. Если вам скинут сайт или соц. сети компании, ответят на все вопросы и вообще будут вежливыми — это хорошо. Если с вами общаются тоном гопника из подворотни, увиливают от ответа, а фирма выглядит как шаражкина контора — это первый тревожный звоночек.
2. Узнаём что Василию от вас надо. Максимально, нет, МАКСИМАЛЬНО подробно уточняйте зачем ему нужна анимация, что он с ней будет делать, как он хочет чтобы она выглядела, о чем она и что конкретно от вас нужно. Иногда в ходе ответов на эти вопросы оказывается, что Васе вообще не нужна анимация, у меня таких случаев было с десяток. Уже на этом этапе нужно сложить первое впечатление о заказчике и проекте, и решить надо оно вам вообще или нет.
3. Если Василий проявил себя как адекватный человек, а заказ представляет интерес (денежный, творческий и т.д.), то можно переходить к формулированию технического задания, оно же ТЗ.
Что входит в ТЗ:
— Описание проекта. Что вы вообще делаете, для кого, для каких целей и в чем вообще суть и смысл;
— Техника и технология анимации: покадровая, перекладка, двойки/единицы и другие технические характеристики (разрешение, формат видео, фпс и т.д.);
— Референсы: требуем от заказчика найти на просторах интернета хотя бы приблизительные примеры того, что ему нужно и не продолжаем общение до того момента, пока он их не пришлет. Можно помочь и самому прислать рефы по описанию от заказчика.
— Исходники: что конкретно должен прислать заказчик для того, чтобы вы могли начать работать. Сценарий, иллюстрации, риги, раскадровку, озвучку, ничего из этого, одобрительный смайлик и пр.;
— Точный или предполагаемый хронометраж, с указанием диапазона (например от 30 до 40 секунд);
— Бюджет: сколько денег будет стоить заказ клиенту и как именно он должен их вам платить (об этом ниже).
— Правки: какие допустимые объемы правок вы готовы внести. Оговариваете, что дополнительные правки будут стоить отдельно и сколько именно.
— Сроки: когда точно должна быть готова работа. Советую разделить дедлайн на несколько этапов (чем сложнее заказ, тем больше этапов) и согласовывать их отдельно, чтобы избежать недопонимания в процессе.
— Исходники. В каком именно формате вы должны прислать финальную работу, какие исходники проектов вы должны или не должны прикладывать. В отдельных случаях сбор исходников может занимать много времени и имеет смысл брать за это дополнительную оплату.
Каждый из этих пунктов должен быть прописан четко и подробно.
Каждая смутная формулировка может и скорее всего выльется в проблему, выяснение отношений, депрессию, рецидив хронического алкоголизма.
Все ответы на вопросы из вышеописанных пунктов собираете в отдельный текстовый файл и присылаете заказчику на утверждение. После утверждения у вас есть виртуальная бумажка, в которую в каждой непонятной ситуации можно ткнуть друг друга носом и сказать «Мне похуй Мы так не договаривались».
4. Составляете договор. Этот этап не 100% обязателен, т.к. договор по большому счету тоже особо ни от чего не страхует и если заказ небольшой, то судебные издержки будут дороже и в чем вообще смысл. Рекомендую обязательно заключать договор, если речь идет о крупном заказе и крупных суммах. Берите какой-нибудь типовой на оказание услуг, например этот. Кроме того, заключенный договор имеет некий психологический эффект, вселяющий уверенность в сотрудничестве для обеих сторон.
Если вы работаете как юридическое лицо, то договор это обязательно и вы сами об этом знаете лучше меня.
5. Это самый важный этап, читайте внимательно. Вы. берёте. предоплату. Вы обязательно берёте предоплату. ПРЕДОПЛАТА. Вы не шевелитесь до того момента, пока предоплата не придёт на карту. Вы не включаете компьютер до момента зачисления денег на ваш счет. Что нужно делать? Брать предоплату.
Чаще всего предоплата составляет 50% общей суммы. Если вы совсем крутой и уверенный в себе и клиенте, то можно брать 100%. Если вы совсем не крутой и неуверенный, то 25-30%, но всё равно ПРЕДОПЛАТА.
Если вы не берете предоплату, то работаете по сути бесплатно, за обещание что вам заплатят когда-то потом. Когда-то потом не наступает и вам остается лишь писать гневные посты в социальных сетях и слать всяческие проклятья в адрес заказчика.
Если вы берете предоплату, то она греет вам душу своим теплом, мотивирует, вдохновляет и является гарантией того, что проделанная в будущем работа уже не будет напрасной.
6. И только в этом моменте, имея на руках согласованное тз, договор и предоплату — вы включаете ваш персональный компьютер, запускаете графический редактор и начинаете профессионально создавать высококачественное визуальное произведение.
7. Для проверки финальной работы или промежуточного итога вы присылаете заказчику видео либо с водными знаками, либо в низком разрешении, либо и то и другое. Если прислать на проверку работу в исходном качестве, то есть неиллюзорный шанс того что заказчик скажет спасибо, помашет ручкой и скроется вместе с вашей доплатой. Вы этого не хотите.
8. После того, как все правки внесены, все дедлайны сгорели и вы получили одобрение от клиента, вы просите прислать остаток суммы за вашу работу. Высылайте исходники только после того, как деньги придут на счет. Не после обещания отправки денег, не после картинки того как вам отправили деньги, не после видео где лучший друг заказчика на камеру говорит как он видел что заказчик отправляет вам деньги. Пришло оповещение от банка — отправляем работу.
9. Не прощаемся, а говорим «До свидания», в надежде на повторное плодотворное сотрудничество в будущем.
Все заказы разные, но используя или игнорируя вышеописанное вы увеличите или сократите свои шансы на успешный успех.
— — —
Если вы миллиардер, филантроп и плейбой то работайте бесплатно изначально, творя добро и неся свет людям. А если вы хотите кушац и платить за коммунальные услуги, то я рекомендую вам следовать моим советам — и будет вам счастье (но это не точно).
В том случае, если вы дали слабину и хитроумному мошеннику удалось обвести вас вокруг пальца, то обязательно расскажите об этом где только возможно.
— — —
Рассказывайте о заказчике-прохиндее во всех своих социальных сетях, пишите админам профильных сообществ, чтобы те сделали пост о ситуации. Есть отдельные группы и каналы типа CG Blacklist в телеграме, посвященные этой теме.
Обязательно делайте скрины переписок, как только дело начинает плохо пахнуть, а заказчик начинает пропадать со связи или вести себя странно. Обвинения без доказательств ничего не стоят.
Быть жертвой мошенника очень неприятно, но еще хуже если об этом промолчать и дать шанс негодяю повторять свои злодейские дела с другими людьми.