Сегодня я решил кратко разобрать тему сравнения отечественной школы танкостроения с западной, а в основном с танками США.
Для начала нужно слегка углубится в историю- кратко рассмотреть историю танкостроения США и СССР.
Самые первые танки обоих государств были почти копией французского Renault FT. Армия США заказала около 4440 M1917 в период с 1918 по 1919 год, получили всего около 950 танков, прежде чем расторгнуть контракт. После Первой мировой войны танковые войска США были расформированы из-за дороговизны. Тогда как в 1920-х гг. В СССР началась история советского танкостроения. К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35.
Основными танками США и СССР во время второй мировой являлись Т-34 и М4 "Шерман". Оба танка были весьма эффективны против техники стран оси, имели большой модернизационный потенциал, легки в ремонте, и массово выпускались.
Здесь видны различия между двумя школами танкостроения - размеры танков:
Шерман намного выше, имел большую массу, часто заваливался на борт при движении и имел более узкие гусеницы, и соответственно большое давление на грунт. Зато в "Шермане" было более просторнее, нежели в Т-34, что давало больший комфорт в танке. Но был ли важнее повышенный комфорт танкистов в замен на более лучшее бронирование, малозаметность и подвижность?
В послевоенное время как у СССР так и у США было выпущено много различных танков-легкие,средние,тяжелые. Но к 1980 годам, смещение произошло полностью в сторону ОБТ (Основной Боевой Танк), У американцев это "Абрамс", у России Т-72 и его модификации.
Здесь более подробно разберем М-1 с Т-72, по самым основным характеристикам.
Вооружение - Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ, с большим списком используемых боеприпасов - осколочно-фугасные, кумулятивные, ОБПС, а так же ПТУРы, которые могут запускаться прямо из ствола орудия.
Танк "Абрамс" вооружен 120-мм пушкой М256 и имеет ряд бронебойных оперенных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном. При этом у абрамса нет такой большой номенклатуры боеприпасов, как у Т-72.
Бронирование, живучесть - Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А эквивалентна, по разным данным, от 360 до 420 мм. А на Т-72Б начали устанавливать динамическую защиту «Контакт». В целом, танк был хорошо защищен от атак спереди, динамическая защита хорошо справлялась с кумулятивными снарядами.
М1 Абрамс - В качестве основного материала конструкции и внешнего слоя бронезащиты используется стальная броня по техническим условиям MIL-A-11356. В передних частях корпуса и башни, а также в бортах башни применено многослойное пассивное бронирование в виде модулей комбинированной брони, созданной на базе английской "Чобхэм". Характерным для «Абрамса» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости (82°) и большой зазор между башней и корпусом. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулёжа. Также 7,85 % лобовой проекции — это уязвимости, связанные с конструкцией, их защищённость существенно ниже, чем ослабленной брони, в частности, это люки, приборы наблюдения, маска орудия, такие уязвимости свойственны большинству объектов бронетехники. Практически вся верхняя лобовая деталь корпуса — это 50-мм плита металлической брони, толщина, эквивалентная 80 мм, достигается с учётом 30 мм, находящихся после топливных баков. Танк хорошо защищен спереди, но имеет много слабых зон, не имеет динамической защиты.
Маневренность - Главное отличие здесь Абрамса от Т-72, это двигатель. На Абрамсе установлен газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500. Как утверждают сами американцы, рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Основными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем). Дизельный двигатель,который установлен на Т-72, в отличие от газотурбинного, работает на дизтопливе. Он также обладает своими преимуществами и недостатками. Преимущества дизельного двигателя:
— Экономичен в использовании топлива по сравнению с газотурбинными двигателями.
— Надежен и несложен в обслуживании.
— Имеет большой крутящий момент и мощность на низких оборотах.
Так у кого же танки лучше?
Исходя из вышесказанного, сравнив оба танка по их характеристикам, можно сказать,что танки Отечественной школы танкостроения намного универсальнее, живучей, дешевле и легче в эксплуатации. Они могут бороться не только с танками соперника, но и эффективно поддерживать войска, своей огневой мощью.
Танки НАТО (и прежде всего Абрамс), изначально направлены на уничтожение в танковом бою танков СССР, эта машина не должна подавлять огневые точки, разбивать укрепления противника, поражать скопления живой силы, потому что у неё нет для этого никаких средств, а средства есть лишь для поражения танков и другой бронетехники. Это по всем признакам противотанковая установка, которая конечно, имеет неплохой потенциал борьбы с танковыми армадами, но неспособна эффективно выполнять другие задачи помимо этой.
По опыту второй мировой войны, мы видим что надежность, универсальность, скорость и малогабаритность эффективнее, нежели огромные бронированные монстры, по типу абрамса или же немецкого Леопарда. Именно т-34 стал лучшим танком великой отечественной, а не ужасающие Тигры, Пантеры.