Это отрывок из курса – "База IT для бизнеса за час"
SEO – Это поисковая оптимизация. Процесс работы с интернет-ресурсом для того, чтобы он попал вверх в поисковой выдаче поисковиков (Яндекс, Google) или получил дополнительные клики из поиска благодаря новому контенту.
Для того чтобы лучше обозначить эту тему, нам нужно выделить две роли и описать историю развития этого процесса.
Разработчик поискового алгоритма
Выпускник технического вуза, разбирается в информатике, математике и машинном обучении.
Использует в работе: научный метод
SEOшник
Закончил двухнедельные курсы, читает наискосок статьи по SEO, смотрит видеоуроки, опаздывает на встречи. Основной метод аргументации — «так принято делать».
Использует в работе: танцы с бубном*
Это аллегория того, что специалисты разных направлений в случае непонимания каких-то процессов ссылаются на фразы «так принято делать» или «так делают другие». Сравнение такого подхода с ритуальными танцами, чтобы вызвать дождь.
Конечно, есть исключения из правил. Есть хорошие и ответственные специалисты. Просто мы их не видели.
История противостояния
Для поисковых алгоритмов SEOптимизация — это паразитизм бизнеса. Для бизнеса это способ заработать больше. С появлением первых поисковых алгоритмов появились первые оптимизаторы. Задача оптимизатора — обмануть поисковый алгоритм, задача разработчика — сделать так, чтобы его алгоритм нельзя было обмануть и чтобы этот алгоритм мог наказывать такие сайты.
Обозначим основные этапы этой истории. Опишем, как работал алгоритм и как его пытались обмануть. Естественно, есть еще какие-то события, но мы их опустим.
Этап 1
Поисковый алгоритм считал количество попаданий ключевых слов в тексте страницы. Чем больше попаданий, тем выше статья в поиске.
Первые SEOшники добавляли очень много ключевых слов в текст. Из-за этого страдал сам текст, его становилось сложно читать. Естественно, со временем в алгоритм были добавлены новые правила, которые наказывали сайты за подобные решения.
Этап 2
Google внес значительную лепту в улучшение этого алгоритма. Он изобрел PageRank. Новое правило: чем больше ссылок на страницу, тем лучше эта страница. При этом учитывается вес каждой ссылки на сайт. Не очень-то оригинальная мысль. Похожий подход использовался в научных статьях задолго до этого. Индекс цитирования.
Естественно, это породило жуткий ответ со стороны SEO — биржи ссылок. SEOшники закупали ссылки на биржах, при этом надо было соблюдать правила, чтобы не получить бан. Создавались разные схемы передачи ссылок друг другу, через третьи сайты и т. д. Больше информации можно найти здесь.
Этап 3
На этом этапе поисковики вводят анализ поведенческих показателей. Ходят слухи, что после введения таких алгоритмов несколько SEOшников совершили суицид, так как предыдущие методы оптимизации умерли. Также очень резко пропали «контент-фермы». Если вы пользовались поисковыми системами в конце 2000-х, то, наверно, помните огромное количество сайтов с дурацким контентом.
Какие методы анализа поведения есть:
- Клиент после посещения вашего сайта не вернулся обратно в поисковую систему. Это значит, он нашел то, что искал. Поисковая система выполнила свою цель.
- Многорукий бандит. Поисковая выдача рандомизируется и выдает разные сайты из подходящих. В топе остаются те, которые выигрывают аукцион среди других.
- К выдаче подключаются нейроны сети, которые оценивают огромное количество факторов одновременно. Яндекс в 2017 году дал доступ к своей библиотеке градиентного бустинга CatBoost, которая используется для задач ранжирования с 2009 года. Что-то нам подсказывает, что обычный SEOшник не понимает, что это такое и как работает машинное обучение.
А мы его использовали вот тут и тут.
Белая оптимизация
Это выполнение требований поисковых систем, которые легко найти в их документации. Есть специальные сервисы, которые позволяют это проверять.
Google Lighthouse — сервис, который оценивает качество сайта. Его приобрел Google для оценки сайта, перед тем как отправить его в тестовую выборку. Нужно стремиться к 100 баллам по всем пунктам. Исключение: показатель performance может быть от 90, потому что именно его, бывает, невозможно разогнать до 100.
У поисковых сайтов есть специальные сервисы для мониторинга поисковых позиций сайта. Это Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. Следует выполнять все требования этих систем.
Основная идея белой оптимизации сводится к улучшению вашего сайта:
- Увеличение скорости загрузки ваших страниц
- Написание качественного контента и создание правильной структуры сайта
- Адаптация под мобильные устройства
- Оптимизация тегов под правила сетей
- Создание трафика на сайт
Серая и черная оптимизация
Это методы, за которые вы можете получить бан или санкции от поисковых систем. Мы настоятельно рекомендуем этим не заниматься. Мы не раз встречали сайты с баном из-за некорректной работы SEOшников. Найм специалиста за 50 000 рублей обернулся потерей нескольких миллионов.
Перечисленные методы работали в 2000-х. Но сейчас этим лучше не заниматься.
- Закупка ссылок на биржах
- Накрутка поведенческих характеристик
- Написание спам-текстов
- Создание сети сайтов, ссылающихся на вас
Полезные статьи
SEO умер? 2021–2022 — закат эпохи SEO-продвижения
20 SEO-мифов, которые должны умереть в 2020