Про любимый мной Владимирский край можно говорить бесконечно. Я уже писал про некоторые его достопримечательности и впереди, надеюсь, будет еще много статей. Сегодня хочется рассказать о малоизвестном народном промысле Владимирской земли. Благо местность эта всегда славилась народными мастерами, что в древности, что сейчас. Говоря о Владимирской росписи по дереву в уме сразу возникают известные художественные центры: Мстёра, Холуй и Палех (внимательный читатель может поправить меня и сказать, что последние два центра относятся к Ивановской области, но до революции такой административной единицы не существовало и села эти относились к Владимирской губернии, имели общую историческую и культурную связь). Их слава затмевает множество других промыслов, которыми богата Владимирская земля, что, конечно, неправильно. И тем более ценно, когда между этими гигантами сумеет себе проложить дорогу новый вид народного искусства.
Закономерно, что в таком богатом на таланты городе Владимире должна была появиться своя народная роспись. Однако, сложно установить время ее создания. Среди работ отдельных мастеров она присутствовала еще до революции, что не подвергается сомнению, но это были еще пока «пробы пера», индивидуальные работы, часто реплики поволжской росписи, а не сложившееся направление. Своя полноценная школа художников по народной росписи сформировалась здесь гораздо позже, уже в советское послевоенное время. Оказалось, непросто найти свой стиль, свое узнаваемое направление. Известно, что в первой половине 20 века по объективным причинам (война, революция и т.п.) народное искусство испытывало большие трудности в своем развитии, но после войны все изменилось.
Отношение власти к народному искусству и национальному достоянию постепенно менялось еще в 1930-х годах, но осуществить какие-то крупные проекты по сохранению и развитию национальной культуры не успели – помешала война. После 1945 года в тяжелейшее для страны время, государство все же нашло силы начать этот благотворный процесс, и он касался не только восстановления пострадавших от боевых действий районов, но всей территории России. Конечно, здесь не обошлось без своих особенностей, формализма, идеологической подоплеки, но, в целом, этот важный процесс возрождения традиционной отечественной культуры начался именно тогда. Отметим знаковые законодательные акты, повлиявшие на эти события: Постановление Совета Министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры» (1947 г.); Постановление Совета Министров СССР № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» (1948 г.) (здесь, в «Положении об охране памятников культуры» впервые подробно перечислены различные виды объектов, подлежащих охране, в т.ч. храмы), «Инструкция о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР» (1949 г.) и, наконец, Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 29.10.1976 г. Можно сказать, что понятие «памятник» в эти годы значительно расширилось, что способствовало большому охвату объектов культурного значения, подлежащих защите государства.
Во Владимирской области эти решения имели судьбоносное значение для дальнейшего раскрытия ее туристического и культурного потенциала. Начиная с 1950-х годов стали реставрироваться наиболее значимые памятники домонгольской архитектуры: Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Суздальский Кремль и проч. Памятники освобождались от организаций, несвойственных их первоначальному назначению, и передавались в образованный 11 сентября 1958 года Владимиро-Суздальский музей-заповедник (кстати, в этом же году праздновалось 850-летие города Владимира, в связи с чем было проведено его благоустройство). Первым его директором стал прославленный советский искусствовед и реставратор Варганов Алексей Дмитриевич, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Следующий этап развития области наступил в 1967 году, когда был принят генеральный план развития Суздаля, согласно которому он стал единственным в республике городом-музеем. В связи с этим из города вывели исправительные учреждения, в частности из Спасо-Евфимиева монастыря. Началась реставрация монастырей и передача их музею-заповеднику. С тех пор в городе запрещалось возводить здания выше третьего этажа. Важным событием явилась не только реставрация древних памятников, но и формирование туристической инфраструктуры – Суздаль, как и вся область стала активно вовлекаться в формирующуюся туристическую отрасль. Так, Владимир и Суздаль сразу же были включены в созданный в 1965 году известный туристический маршрут - Золотое Кольцо России. В 1967 году в пригороде Суздаля начали строить главный туристический комплекс (ГТК «Суздаль»), создано множество музейных экспозиций. На это было потрачено более 70 миллионов рублей – огромнейшая на тот момент сумма.
Как раз в эти годы из-за небывалого наплыва туристов возникла необходимость в развитии народных художественных промыслов. Существующих художественных центров явно не хватало, к тому же они находились в некотором отдалении от основных туристических маршрутов, что затрудняло сбыт продукции и увеличивало ее стоимость. Вообще для того времени, даже в такой хорошо отлаженной области хозяйства, как кустарная промышленность, был характерен дефицит. Сувенирная продукция была очень высокого уровня, производили ее на порядок больше чем до войны, и с каждым годом производство росло, но ее все равно не хватало. Тогда в 1971 году в самом центре города Владимира (ул. Семашко, д.8), была основана фабрика «Владимирские узоры», которая смогла объединить труд ранее разрозненных владимирских кустарей.
Интересно, что инициатива исходила снизу, а не сверху. Николай Александрович Демидов, преподаватель и мастер владимирского строительно-художественного лицея (тогда художественного ремесленного училища №1, основанного в 1945 году во Владимире), обратился в областной исполком с предложением открыть фабрику. Он пользовался большим уважением среди коллег и учеников, считался талантливым мастером и всегда старался трудоустроить своих воспитанников. Власть отреагировала быстро, уже осенью того же года вышел приказ №174 областного управления местной промышленности об основании опытно-экспериментальной фабрики. Благодаря труду шести мастеров-художников впервые возникла новая школа росписи по дереву (запомним их имена: Б.Н. Лебедев, А.М. Мельников, А.Н. Демидов, В. Лукьянов, А. Васин, И. Медведев). Все новые образцы и эскизы изделий рассматривались на художественном Совете фабрики, в состав которого входили высококвалифицированные специалисты изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Находясь в самом центре туристического потока, фабрика стала быстро расти, к 1980 году здесь трудилось уже около 100 человек. Высокое качество продукции было во многом достигнуто благодаря тесному сотрудничеству со специалистами из НИИХП, который курировал всю кустарную промышленность страны.
Т.к. история эта совсем недавняя, интересен сам процесс выработки нового художественного направления, который оказался нелегким. Сложно было придумать что-то новое, создать свой узнаваемый стиль и не повторить уже известное. Конечно, художественная база основывалась на уже существующих центрах. Так, сразу была принята традиционная система росписи по дереву: на локальном фоне размещался растительный узор, выполненный в контрастном сочетании красного, черного и зеленого цветов. На фабрике сначала работали выпускники упомянутого ранее художественного училища №1 и ГПТУ №15. Позже мастера других училищ, в частности, главным художником долгое время был Евгений Носков, ученик мстёрской школы. Но от простого копирования сразу отказались. Стали искать свою манеру письма, которая базировалась на глубоком изучение владимирских памятников архитектуры: резьбы белокаменных соборов города, деревянной пропильной резьбы крестьянских изб с ажурными наличниками, выполненными местными умельцами аргунами и якушами (аргуновская резьба). Ориентировались даже на другие виды промыслов, например, на причудливые орнаменты мстёрской вышивки и гжельскую фаянсовую роспись. Ну, конечно, пытались отобразить и местную природу: знаменитую владимирскую вишню («Владимирку»), крыжовник, яблоки, орехи и другое. Со временем самым узнаваемым элементом в росписи стала рябиновая кисть, так называемая «Владимирская рябинка», для нее характерно нанесение ягод рябины с разным оттенком от темно-красного до светло-жёлтого. Преобладающими цветами стали жёлтый, бежевый, чёрный, красный, зелёный, а элементами рисунка – ягодно-фруктовый орнамент.
По-своему уникальна и сама техника нанесения рисунка на дерево. Используется особая техника тампонирования (вид нанесения краски), которая выполняется в виде «тычков» и «оживков» поролоновым тампоном или просто пальцем. Нанесенный элемент имеет форму лёгкого облачка, что придает всему рисунку объёмность и натуральность. Чаще всего фон оставляют с естественной текстурой дерева, стараясь подчеркнуть природную красоту липы, ольхи, березы и других пород (художники называют «по светлому»). Так лучше раскрывается полноцветная глубина красок и естественная красота дерева. Но иногда фон золотят или делают черным, как в хохломской росписи. Используют масляные краски и гуашь. После нанесения орнамента, поверхность покрывают прозрачным лаком.
В 1991 году фабрика, наконец, получила новый высокий статус - была отнесена к предприятию народных художественных промыслов. Однако, это не помогло ей выжить в сложные 1990-е годы, когда все народные промыслы лишились государственного финансирования, рынков сбыта и покупателей, и пребывали в глубоком кризисе. Фабрика фактически прекратила свое существование, хотя в 2000-х еще выпускались методические материалы по росписи. Видимо, от практики перешли к теории, к обучающим материалам для просвещения школьников и всех интересующихся.
В 2007 году фабрика фактически была возрождена заново, возникнув на базе Суздальского деревообрабатывающего производства. НХП «Владимирские узоры» было выкуплено директором этого производства Кехтером Владимиром Эриковичем и стало называться НХП «Владимиро-Суздальские узоры». Вся научно-производственная база вместе с сотрудниками навсегда покинула Владимир и переехала в Суздаль по адресу: Промышленная улица, дом 16а. На сбыт продукции такое перемещение не повлияло, т.к. производство осталось в пределах Золотого кольца. Сегодня фабрика активно развивается, потому что спрос на сувенирную продукцию снова высок. Были, конечно, провалы всвязи с различными экономическими кризисами и пандемией, но, в целом, производство больше не прерывалось. На предприятии трудятся как мастера с многолетним опытом, так и перспективные молодые художники, в основном женщины, т.к. данный труд требует аккуратности, кропотливости и усидчивости. Каждый художник совершенствуется и вносит что-то новое в промысел. Относительная молодость этого художественного направления имеет свои плюсы – здесь еще можно экспериментировать и привносить новое и индивидуальное, не боясь отступить от традиции. Так, художники часто наносят не только растительный орнамент, но элементы древнерусской архитектуры, местные памятники, элементы суздальских народных праздников. Например, в орнаменте часто присутствуют огурцы, в связи с тем, что в Суздале празднуется «День огурца».
Фабрика выпускает широкий ассортимент расписных деревянных изделий (более 400 наименований), которые можно использовать не только в декоративных целях, но и в быту: ложки, конфетницы, вазочки, миски, блюда, бочонки, штофы и др. Предприятие активно участвует в различных народных фестивалях и праздниках в различных городах России. Отмечена многочисленными дипломами на региональных и общероссийских ярмарках. Помимо этого, на самом предприятии теперь проводятся мастер-классы росписи по дереву под руководством профессиональных художников. Активно ведется пропаганда Владимиро-Суздальской росписи по дереву в учебных заведениях Суздаля и Владимира. Этим занимается Областной Центр народного творчества и его муниципальные подразделения, где работают студии декоративно-прикладного искусства. Сотрудником этого центра С.А. Савельевой была разработана специальная методика обучения школьников, студентов и людей с ограниченными возможностями по росписи в технике «владимирские узоры». Одним словом, этот молодой промысел, успевший испытать свои взлёты и падения, сумел стать важным художественным направлением в области народного искусства не только на региональном, но и на общероссийском уровне, что стало возможным благодаря неустанному труду местных умельцев, коими богата благословенная Владимирская земля.
Использованная литература и фото:
- https://vladremeslo.ru/master/vladimiro-suzdalskie-uzory/?ysclid=ll6b53l5d4517433013
- https://traditions33.ru/crafts-trades/rospis-po-derevu/about/
- https://gtksuzdal.ru/istoriya-gtk-suzdal/changed/
- https://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4718.htm
- https://cyberleninka.ru/article/n/poslevoennoe-zakonodatelstvo-sssr-ob-ohrane-pamyatnikov-istorii-kultury-i-iskusstva Послевоенное законодательство СССР об охране памятников истории, культуры и искусства. Османова М.Н., Бабошина Е.В. Образование и право №2. 2023, стр. 397-402.
- https://www.liveinternet.ru/users/ruchiyk/post436089133 Методическое пособие по Владимирской росписи «Владимирские узоры», Корнеева Г.В., Павлова Г.В. Владимир, 2004 г.