А вы знали, что этот самый новогодний фильм наше страны снят по пьесе? Существует предание, по которому Эмилю Брагинскому идею для пьесы подсказал композитор Никита Богословский, который якобы однажды по ошибке отправил своего друга в Киев с 15-ю копейками в кармане вместо другого человека. Якобы эта история и легла в основу пьесы. В 1969 году Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали пьесу под названием "С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…". Эта пьеса вошла в репертуар многих театров и пользовалась успехом у зрителей. Но почему-то именно московские режиссеры обходили ее вниманием. И 6 лет спустя Рязанов решил снять по этой пьесе фильм, при этом подал заявку именно на "Мосфильм". Однако ему едва не отказали - картина планировалась двухсерийной, а на многосерийки давали денег в двух случаях: либо это эпохальная драма, либо фильм снят по заказу Гостелерадио. И тогда Рязанов посетовал на проблему главе Гостелерадио Сергею Лапину. В итоге фильм вошел в список заказов Центрального телевидения, и деньги были выделены в нужном объеме.
Эльдар Рязанов всегда очень скрупулезно подходил к вопросу выбора актеров на роли в своих фильмах. И не является секретом и тот факт, что у него был "набор" любимых актеров, которых он снимал во многих своих фильмах: Андрей Мягков, Андрей Миронов, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко. И когда встал вопрос кастинга на главные роли, то на роль Нади Шевелевой Рязанов сразу пригласил... Светлану Немоляеву. Актриса очень хотела сняться в этом фильме, да и сам Рязанов видел в роли Нади только ее. Но представьте себе - не срослось. Немоляева проходила пробы 8 раз! В парике, без парика, в темной одежде, в светлой, с гитарой, без гитары... Наконец, после восьмой пробы Рязанов сдался: Немоляева была неубедительна. Не та Надя, которую хотел видеть Рязанов. Как вспоминала актриса, Эльдар Александрович подошел к ней и сказал: "Светочка, можно сыграть и хуже, но трудно". Немоляева едва не разрыдалась. Но положа руку на сердце - да и слава Богу.
А взор Рязанова обратился на Людмилу Гурченко. Надо сказать, что одновременно на роль Лукашина он рассматривал Андрея Миронова. А за год до этого их дуэт появился в комедии "Соломенная шляпка". И когда начались пробы, оба этих комедийных корифея не смогли выйти из образов Фадинара и Клары и выдали свой эпизод совсем не в том ключе, каким видел его режиссер. Да и любимец женщин Миронов вовсе не походил на скромнягу Женю - скромные мужчины не его амплуа. В итоге, как бы странно это ни звучало, ни Миронов, ни Гурченко пробы не прошли.
В качестве компенсации Рязанов предложил Миронову роль Ипполита, но актер был так расстроен отказом, что не захотел играть в этом фильме вообще. Но Гурченко с Мироновым в фильм все равно попали - по телевизору идут кадры из "Соломенной шляпки".
Пробовались на роль Нади Лариса Голубкина, Валентина Талызина, Ольга Волкова, Наталья Гвоздикова, Антонина Шуранова и даже Алиса Фрейндлих, но никто из них не смог показать "ту самую" Надю - скромную, но с внутренним огнем, не яркую, но чертовски привлекательную, в которую мужчина мог бы влюбиться с первого взгляда.
И тогда кто-то подсказал Рязанову Барбару Брыльску. Он раздобыл ее телефон, лично позвонил ей и пригласил на пробы. И она их с успехом прошла. Были опасения, что ее не утвердят из-за того, что иностранной актрисе надо было платить в разы больше, чем своей родной, но... Ее утвердили. Кстати, сама Брыльска, говоря об Алисе Фрейндлих и об этих пробах, сказала жесткую, но емкую фразу: "Она талантливая, а я красивая".
Похожие перипетии были и с выбором исполнителя роли Лукашина. Про Андрея Миронова было сказано выше, но он был не единственным кандидатом. Кроме него пробы проходили Пётр Вельяминов, Станислав Любшин, Олег Даль и Андрей Мягков.
Вельяминов и Любшин пробы не прошли. А Даль прошел, причем идеально. Отснятый материал устроил и актера, и режиссера, но... Но посмотрев снятые сцены, оба пришли к выводу, что Даль смотрится в кадре слишком молодо, и Олег Иванович сам отказался от участия в фильме. Таким образом, у Рязанова остался один кандидат - Андрей Мягков.
Подумать только, сколько вариаций было и какую совсем другую "Иронию судьбы" мы могли увидеть. Но ведь мэтр на то и мэтр, чтобы бить точно в цель, и нельзя не согласиться: Брыльска и Мягков стали тем идеалом, к которому так стремился Рязанов.