Найти в Дзене

Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и какие изменения внести в учетную политику?

Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и какие изменения внести в учетную политику?
Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и какие изменения внести в учетную политику?

Риски: при переходе на применение ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА организации надо выбрать один из способов перехода (ретроспективный или альтернативный, для некоторых организаций – перспективный). В учетную политику в целях бухучета нужно будет внести ряд изменений в связи с новшествами в учете НМА.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить наши авторские материалы по самым свежим и значимым новостям!

Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н утвержден ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». В обязательном порядке он применяется, начиная с бухотчетности за 2024 год. При переходе на ФСБУ 14/2022 надо одновременно начать применять поправки к ФСБУ 26/2020, которыми определены правила учета капвложений в НМА.

По ФСБУ 14/2022 отразить в учете и отчетности последствия изменений учетной политики, связанные с началом применения Стандарта, организация, которая не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), может одним из двух способов:

Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), может начать применять Стандарт перспективно.

Выбранный способ организация раскрывает в бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 14/2022 (п. 56 ФСБУ 14/2022, п. 21 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

По ФСБУ 26/2020 последствия изменений, внесенных в учетную политику в связи с началом применения Стандарта, в отношении капвложений в НМА организация вправе отразить любым из способов:

  • ретроспективным (п. 25 ФСБУ 26/2020);
  • альтернативным (п. 25.1 ФСБУ 26/2020);
  • перспективным (п. 26 ФСБУ 26/2020).

Выбранный способ организация раскрывает в бухгалтерской отчетности за первый отчетный период применения ФСБУ 26/2020 (п. 27 ФСБУ 26/2020, п. 21 ПБУ 1/2008).

Подробно про каждый из этих способов рассказано в Готовом решении: Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (КонсультантПлюс, 2023).

Какие изменения внести в учетную политику в связи с переходом на ФСБУ 14/2022 и на ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА

В связи с началом применения ФСБУ 14/2022 может потребоваться внести в учетную политику, в частности, следующую информацию:

  • лимиты стоимости для малоценных НМА (п. 7 ФСБУ 14/2022);
  • классификационные виды и группы НМА, применяемые в организации (п. 12 ФСБУ 14/2022);
  • условия и порядок ведения группового учета НМА (п. 7.4 ПБУ 1/2008);
  • способ оценки после признания НМА в бухгалтерском учете - для каждой группы НМА (п. 15 ФСБУ 14/2022);
  • периодичность переоценки и способы, которыми она производится (п. п. 21, 22 ФСБУ 14/2022);
  • способы списания сумм накопленной дооценки (п. 26 ФСБУ 14/2022);
  • периодичность начисления амортизации НМА. Начислять амортизацию можно на конец каждого отчетного периода или на конец иного периода, не превышающего установленный в организации отчетный период;
  • момент начала и прекращения начисления амортизации НМА (п. 38 ФСБУ 14/2022);
  • способы начисления амортизации для каждой группы НМА (п. 39 ФСБУ 14/2022);
  • формулу расчета суммы амортизации для способа уменьшаемого остатка (п. 40 ФСБУ 14/2022);
  • порядок проверки элементов амортизации, а также уровень и иные критерии существенности, соответствие которым влечет за собой пересмотр элементов амортизации (п. 42 ФСБУ 14/2022);
  • порядок перехода на ФСБУ 14/2022 - ретроспективный или альтернативный (п. п. 52, 53 ФСБУ 14/2022);

порядок применения изменений в ФСБУ 26/2020, связанных с НМА, - ретроспективный, альтернативный или перспективный (п. п. 25, 25.1, 26 ФСБУ 26/2020).

Если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, рекомендуется указать, в частности, следующую информацию:

  • порядок признания затрат на приобретение, создание, улучшение объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА (пп. "б" п. 4 ФСБУ 26/2020);
  • сведения о том, проводится ли проверка на обесценение объектов НМА с отражением выявленного обесценения в бухгалтерском учете (п. 3 ФСБУ 14/2022);
  • порядок перехода на ФСБУ 14/2022 - перспективный (п. 55 ФСБУ 14/2022);
  • порядок применения изменений в ФСБУ 26/2020, связанных с НМА, - перспективный (п. 26 ФСБУ 26/2020).

Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого организация переходит на новый Стандарт (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008).

* Статья содержит ссылки на правовые акты и аналитические материалы СПС КонсультантПлюс. Для полноценного изучения материала оставьте заявку на сайте и получите демо-доступ к системе на 48 часов.