Зашёл на днях в блог читатель и устроил мне допрос с пристрастием. Двое суток что-то выяснял, спрашивал. Очевидно было, что темы, которые он задавал, его очень волнуют как человека, у которого дети здоровы, без всяких отклонений в психическом развитии.
Сначала думала: "А не буду отвечать. Всё равно ничего не поймёт. Мы с ним из разных миров." А потом всё же ответила. Негоже оставлять человека, написавшего порядка двадцати комментариев, без внимания.
И вот какой по итогу общения вывод. Меня, конечно, не поняли.
Продолжали спрашивать: "А почему вы с родителями не поговорили, с учителем, когда отдавали сына в предшколу. Почему не объяснили им про особенности и страхи, которые были у Серафима? Почему не попросили, чтобы родители поговорили с детьми? Почему вообще привели сына к детям, зная, что он не готов находиться в коллективе?"
Ну что ж. Начну отвечать по порядку, с конца. Так удобнее, чтобы было понятно, как обстояли дела на тот момент, когда я приняла решение записать сына в предшколу. А то я чувствую, что не только этот читатель недоумевает. Сегодня был ещё один комментарий.
Итак. Почему вообще привела сына к детям?
Потому что так было нужно. Он не ходил в детский. И на тот момент посещал уже год детский центр, в котором неплохо адаптировался в малой группе. И даже сел за парту, стал выполнять задания, которые давал учитель.
Понимая, что от школы всё равно никуда не уйдёшь. Это в сад можно не ходить. А учиться обязаны все дети, я решила отдать сына в старшую группу детского сада или на подготовку к школе. Посмотреть, как что будет.
Мне же никто не говорил тогда, что если ребёнок с аутизмом освоил учебные навыки в одном месте, в другом, где другие требования, другие люди, он их может начисто растерять, и всё придётся начинать сначала.
Решение было очень сложным. Я его вынашивала месяца три. Советовалась с учителем, с которым сын занимался в центре, с психологом и с психиатрами. И мне все говорили в один голос: "Однозначно нужно попробовать. Не попробуешь, не узнаешь, получится или нет."
Психиатр вообще говорила: "Ну что вы такая мнительная? Всё будет хорошо. Сядет ваш мальчик за парту и будет учиться вместе со всеми."
И когда пришло лето, я отправилась в школу отдавать документы. Подумала, что так будет лучше. Хоть и в отдельном крыле занятия, но хотя бы сын будет знать, где ему предстоит учиться.
Пришла, значит. Подаю документы. А меня строго спрашивают: "А почему именно в предшколу, а не в первый класс? Мальчику вашему шесть с половиной лет. А мы только пяти-шестилетних записываем.
И я объяснила, почему. Рассказала, что есть диагноз, но нет инвалидности, что Серафиму её не дают, потому что прогноз благоприятный, что он сидел дома все эти шесть лет и нужно какое-то время, чтобы он адаптировался. А в первый класс мы запишемся через год, если всё будет нормально.
То есть школа знала заранее, кого она берёт и зачем.
Знал и учитель. У нас с ней была очень долгая беседа ещё до начала занятий, когда встречались с родителями. Про все особенности и страхи сына я рассказала. Предупредила, к чему нужно быть готовой. А не так, что привела и бросила. А дальше как хотите, так и социализируйте.
И более того, я сидела полгода в коридоре на стуле и появлялась по первому требованию, если что-то вдруг шло не так. Сын не давал вести урок или не одевался на ритмику.
Это потом меня выпроводили. После Нового года, сказали, что если буду сидеть и дальше, сын мой не адаптируется, не станет самостоятельным. Со всеми проблемами справятся без меня. А если не справятся, то позвонят и пригласят в школу.
Это к вопросу, почему не забрала сразу, а ждала целый год, хотя социализация не получалась. Так я надеялась, что получится. Тем более, что учитель сказал: "Справляюсь." Никаких комиссий никто не создавал, за справками не отправлял, отчислением не угрожал.
Когда я ушла из школы, звонили не часто. Раз или два в неделю. И я приходила.
Так что тут мимо. Не стоит говорить, что ответной реакции с моей стороны не было. Я очень ответственный родитель и понимала, что привела сложного ребёнка, который доставляет окружающим дискомфорт.
Теперь что касается родителей. С ними я разговаривать тогда на первой встрече с учителем не стала. Зачем их было пугать заранее? Тем более что я сама не знала, как и что будет.
Да и вообще, на мой взгляд, нехорошее это дело - обсуждать своего ребёнка до той поры, пока он не привлёк к себе внимание каким-то неблаговидным поступком. Как привлечёт, объясню.
Не так как написал мой читатель: "Ой вы, наверное, говорили: "Да он с диагнозом. Что с него взять? Только понять и простить."
Нет, такого никогда не было. Я прекрасно всё понимала уже тогда, почти 14 лет назад, что не общество должно было подстраиваться под моего ребёнка. Это ему придётся учиться вести себя так, как положено, иначе он будет изгоем.
И здесь абсолютно никто не виноват. Ни он сам, ни тем более дети, которые его не приняли.
Ни их родители. Они обращались ко мне раза два или три, и я им сказала, что поговорю с сыном, не прикрывалась никакими бумагами и справками, которых у меня, кстати, на тот момент и не было.
Не виноват и учитель. Судьба его к такому не готовила. Не виновата школа. И у меня на неё нет никаких обид.
Она самая обычная, в ней нет дефектологов, нет педагогов способных работать со сложными поведенческими детьми.
Никто в этой ситуации не виноват. И уж тем более я, человек острожный, который продумывает каждый шаг до мельчайших деталей.
Да, мне так было проще, не пускаться в длинные объяснения с родителями детей. Не обелять и уж тем более очернять своего сына, навешивать на него ярлыки. Ну сказала бы я: "У него аутизм, он с особенностями."
Для многих это пустой звук. А для некоторых сродни сказать: "Он 6ольной на всю голову."
Никто не кинется помогать, разговаривать с детьми: "Ты уж его не обижай, дружи с ним, води за руку, всё показывай и рассказывай, чтобы ему не было так страшно. И тогда он будет вести себя лучше"
Скорее наоборот - скажут: "Не подходи к нему, держись подальше. А то мало ли, что у него в голове."
И, кстати, правильно сделают. Береженного Бог бережёт.
Даже я, так сказать, человек в теме обхожу стороной психически неуравновешенных взрослых и подростков. И мне совершенно всё равно, есть у них справка или нет. Это не меняет суть дела. Должны вести себя в обществе прилично. И точка. А если не могут, то пусть ле4атся.
Вот как-то так. Считаю, что общество нам, родителям детей с инвалидностью, ничего не должно. Если оказывают какую-то помощь приму с радостью. Но не буду требовать ни от кого понимания и толерантного отношения.
Не буду никому ничего рассказывать и доказывать. В спорах редко рождается истина. Как правило тот человек, кто считает иначе, так и останется при своём мнении.
Поэтому не нужно искать никаких несостыковок в моих словах. Я совершенно согласна с мнением читателя, который написал: "Шестилетние дети и не должны делать никаких скидок на диагнозы. Они дети. У всех прав не меньше, чем у Вашего сына."
Всё именно так. И раньше руководствовалась этим принципом и уж тем более сейчас, когда мой сын стал взрослым человеком, ходит один по улице, покупает продукты в магазине.
А как вы считаете, общество что-то должно инвалидам, особенно ментальным? Например, быть более терпимым к таким людям?