Найти в Дзене
Aнастасис Ανάσταση

ОРФЕЙ • ХРИСТОС

Орфей. 230–240 гг. Фреска. Катакомбы Святого Каллиста, кубикула Орфея, Рим.
Орфей. 230–240 гг. Фреска. Катакомбы Святого Каллиста, кубикула Орфея, Рим.

Мифологический образ Орфея, укрощавшего игрой на лире диких зверей, в христианском богословии переосмысляется как символическое изображение Иисуса Христа.

Орфей – легендарный певец, музыкант, герой древнегреческих мифов. Сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, Орфей был любимцем Аполлона. Аполлон подарил ему золотую лиру, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Эсхил в трагедии "Агамемнон" так описывает волшебное пение Орфея:

"Он водил за собой все, вызывая радость своим голосом" (Эсхил. "Агамемнон", 1629–1630).

Личность Орфея занимает видное место в трактате Климента Александрийского (150–215) "Протрептик" (Увещевание к язычникам). Климент противопоставляет песню Орфея, представляющую языческие суеверия, божественному Логосу Христа. Климент Александрийский говорит о спасительной силе новой песни:

"Он приручил самых трудных для дрессировки животных – людей: легкомысленных как птиц, лживых как пресмыкающихся, гневливых как львов, падких до наслаждения как свиней, грабителей как волков".
"Смотри, какую силу имеет новая песня! Она сотворила людей из камней и зверей. Мертвые, непричастные подлинной жизни, ожили, услышав ее" (Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. I. 3–4).

Орфей, таким образом, становится прообразом Христа. Мифологический герой привлекал игрой на лире зверей и птиц, Христос привлекает души людей.

Символическое изображение Спасителя в виде Орфея появляется в римских катакомбах. Как правило, Орфей изображается в восточном костюме и фригийском колпаке, что указывает на его восточное происхождение (он был фракийцем). В руках он держит лиру и плектр – костяную пластину для игры на лире.

Орфей. IV в. Фреска. Катакомбы Святых Петра и Марцеллина, Рим. © L'Archivio della Pontificia Commissione di Archeologia Sacra.
Орфей. IV в. Фреска. Катакомбы Святых Петра и Марцеллина, Рим. © L'Archivio della Pontificia Commissione di Archeologia Sacra.

Мотив Орфея, усмиряющего диких зверей, появляется в раннехристианском искусстве как своеобразная интерпретация благовестия ветхозаветного пророка Исайи о новом мире:

"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому" (Ис. 11: 6–7).

До грехопадения человека животные жили в согласии, питались растительной пищей, а человек был над ними господином. В своем пророчестве Исайя говорит, очевидно, о восстановлении первоначального положения вещей с приходом Спасителя. Животные встречают нового Адама, как встречали они первозданного Адама. Возможно, в изображениях Орфея, окруженного дикими зверями и птицами, первые христиане видели рай, предсказанный пророком.

Орфей. III–IV в. Фреска. Катакомбы Домитиллы, Рим
Орфей. III–IV в. Фреска. Катакомбы Домитиллы, Рим
Орфей. Конец III – начало IV векf. Фреска (фрагмент). Катакомбы Домитиллы, Рим
Орфей. Конец III – начало IV векf. Фреска (фрагмент). Катакомбы Домитиллы, Рим

Орфей. Конец III – начало IV века. Фреска. Катакомбы Домитиллы, Рим. Wilpert 1903, taf. 122.
Орфей. Конец III – начало IV века. Фреска. Катакомбы Домитиллы, Рим. Wilpert 1903, taf. 122.

Изображение Орфея входило в христологический цикл росписей катакомб. Например, в катакомбах святых Марцеллина и Петра Орфей изображен в окружении зверей, под ним – Моисей, извлекающий воду из скалы (ветхозаветный прообраз Христа), исцеление паралитика, исцеление кровоточивой, Ной в ковчеге (ветхозаветный прообраз Христа).

Фрески III–IV века. Катакомбы Святых Марцеллина и Петра, Рим
Фрески III–IV века. Катакомбы Святых Марцеллина и Петра, Рим

❤️ Благодарим за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы нас не потерять. Будем рады вашим вопросам и комментариям!