Найти тему

Особенный ребенок смеется не по делу, но само дело - делает

Оглавление

В специализированных учреждениях для детей с особенностями развития - занятия, конечно же, отличаются от занятий в школе или детском саду. И поведение детишек на уроках, разумеется, резко разнится с тем, каким его себе представляют педагоги, не работающие с "необычными" детьми (хотя, наверное, сейчас едва ли такие педагоги есть).

Например, если ребенок во время урока бегает по классу (кабинету), лезет с ногами на стол, кричит не своим голосом, сбрасывает предметы с полок и столов, пинает ногами мебель - это не считается такой уж сенсацией, и внушать что-то ребенку, находящемуся в таком состоянии (положении), никто не имеет права.

Да и сам ребенок, ввиду своих особенностей, едва ли услышит педагога. Он - другой, и обычный язык, которым испокон веков изъясняются на уроках учителя и ученики, ему не подвластен.

Или...

Если ребенок всё же слышит замечания педагога, понимает инструкции и выполняет задания, но при этом все равно скачет и вертится - тоже нельзя рубить с плеча и кивать на плохое воспитание. Ведь может статься, что ребенок сам понимает, что он делает что-то плохое, и сам пугается этого, но... контролировать не может. Вот "распирает" человека - и всё! Как будто кто-то невидимый хватает его сзади и мотает им как куклой, трясет его руки и ноги.

А окружающие в это время разделяются на 2 группы: первые - называют его невоспитанным или распущенным (или запущенным), а вторые - гиперактивным. А кто из них прав - о, это можно узнать лишь поработав с ребенком в реальных условиях.

Саша

Вот примерно под такой "пресс оценивающих групп" и попал симпатичный пятилетний мальчик Саша - воспитанник нашего спецучреждения из отделения дневного пребывания.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мальчик - смышленый, буквы знает, до 20 - точно считает, даже отрывки из сказок Корнея Чуковского наизусть без запинки рассказывает!

Нет, Саша на занятиях не скачет сайгаком, не портит казенные вещи, не танцует "самбу" во время рисования или лепки. Не кружится на стуле, не чешет коленки, даже не покашливает! Он просто... смеется! Вот так: хи-хи-хи-хаааа! И дышит при этом часто-часто!

Во время курса Саша в основном пребывал в учреждении ОДИН (мама утром приводила, а вечером - забирала). Но когда мама находилась рядом, Саша был более сдержан (даже слишком). Чуть начнет он хихикать - так мамка ШМЯК ему по губам: "Саша, а ну перестал!" - и Саша замолкает, кряхтя и сопя.

Воспитатели даже жалели Сашу, наблюдая, как он старается сдерживаться и не расстраивать маму, как повторяет он заученную мамину инструкцию: на уроках нужно вести себя тихо, не ёрзать и не хохотать.

Саша на занятиях

На занятии по сказкотерапии, например, когда играли с перчаточными куклами сказку "Колобок", Саша брал в руки игрушечного колобка, нажимал ему на щечки и задорно смеялся: "Колобооок, хи-хи-хи-хааа! Колобок, ааа-ха-ха-хи-хи!"

А на ИЗО - тоже примерно так: рисуют елочку - Саша пищит "елочка, и-хи-хи", рисуют зайца - Саша пищит "зааайка, у-ха-ха-хи-хи!"

Некоторые детки из группы, конечно, удивлялись, вопросы задавали: почему Саша смеется и почему тётя (специалист) его за это не наказывает.

Естественно, наши "тёти" не наказывают ни за хихиканье, ни за что-то другое (ага, попробовали бы!), просто говорят: "Ну вот такой у нас Саша".

Да хороший Саша!

Когда на улице тепло, один из воспитателей смены может вывести пару-тройку детей погулять на площадку на территории (тех, у кого на данный момент нет занятий, только в дневном отделении это редко бывает).

Вот и Саша иногда выходил на такую прогулку. И, если он от души набегается, подвигается, но на "тихих" занятиях он спокоен(!) и его не тянет хохотать.

А если у мальчика по расписанию (которое, заметим, нельзя так просто поменять) - больше 2 "тихих" занятий подряд (например, психолог-ИЗО-логопед), то уже в кабинете логопеда начнутся и подергивания, и дикий хохот.

При этом (логопед сама говорила!) - Саша переживает, извиняется(!)… А потом, увидев на картинке щенка, вновь разражается смехом: "собааачка, иии-хи-хи-хааа!"

Может резко оборвать хохот, сглотнуть… и снова извиняется и плачет.

И это может происходить до бесконечности. Или до того момента, когда воспитатель поведет его побегать на улицу. Ну, или, на худой конец, в кабинет ЛФК (была бы только беговая дорожка в это время свободной).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот что и обидно

Ребенок САМ пытается сдерживаться, старается быть хорошим, а у него не получается, хоть тресни. Из-за этого он переживает вдвойне, и тогда его тяга выплеснуть все его "тряски-хахаски" сдавливает его с двойной силой. И он уже не может "тормознуть" разогнавшийся поезд из раскатов смеха, который вырывается вовсе не по его желанию.

И что же тогда остается?

Ну, доктора, естественно, скорректируют ему прием препаратов и режим питания, психологи дадут маме свои рекомендации. А наши специалисты (педагоги) - все сплошь настаивают на спортивной секции (любой, какая понравится), но только самой активной и менее травмоопасной.

Осталось теперь только маму уговорить… Да и найти ту самую подходящую секцию с понимающим наставником. От души Сашке этого желаю.

А Вам, дорогие читатели, желаю здоровья, удачи и терпения!

Буду рада встрече с верными гостями и новыми подписчиками.