Уникальная книга, о которой знают все, но мало кто читал. И фильм, который был снят по ней, тоже мало кто видел. ч.3

2K прочитали

Продолжение Начало вот тут

Не все так просто было у большевиков с принятием решения о вооруженном восстании. Еще находясь в Финляндии, Ленин весь сентябрь бомбардировал ЦК письмами с требованием начать его подготовку. Но его мнение оставалось в меньшинстве. Одна часть ЦК была уверена, что условий для того, чтобы большевики взяли власть не созрели, что от них отвернутся все "демократические" силы в лице эсеров, меньшевиков и пр. Другие считали, что надо подождать созыва II Всероссийского Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Эти Советы по всей стране были под контролем большевиков.

И только Ленин требовал немедленно арестовать Временное правительство еще до Съезда, чтобы Петросовет, руководящий восстанием мог, вручить ему всю власть в стране. ЦК всячески препятствовал возвращению Ленина в Петроград, а то ведь и действительно дело дойдет до вооруженного восстания. Поэтому в тайне от ЦК 29 сентября 1917 г. Ленин вернулся в Петроград и настоял на созыве заседания ЦК партии.

Против восстания и захвата власти высказались Зиновьев и Каменев. Тут Зиновьев показан без бороды. На самом деле он тогда носил бороду. Партия не готова взять власть, большевики не продержаться и трех дней. У них не будет союзников. Надо ждать созыва Учредительного Собрания. И действовать парламентскими методами.

Продолжение Начало вот тут  Не все так просто было у большевиков с принятием решения о вооруженном восстании.

А вот это Лев Давидович Троцкий в исполнении Ефима Копеляна. Имеет зловещий вид, какой и положен "демону революции". Но его позиция, как председателя Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, который является фактически главным органом власти в столице - ждать открытия II Всероссийского Съезда Советов. Он поддерживает предложение Ленина о восстании, но расходится с ним в стратегии. В принципе никакой антисоветчины, кроме "демонической" внешности.

Продолжение Начало вот тут  Не все так просто было у большевиков с принятием решения о вооруженном восстании.-2

Почему же Ленин настаивал на восстании немедленно? А потому, что в любой момент бывшие царские генералы могли открыть фронт немцам для захвата революционного Петрограда. Временное правительство уже вывозило из Зимнего дворца в Москву ценности. Фабриканты-капиталисты предупредили рабочих о закрытии заводов и эвакуации их на Урал. Все госучреждения эвакуировались в Москву. И все это объяснялось угрозой немецкого захвата столицы. Подчинявшиеся большевикам воинские части выводились из города. Питерский пролетариат, основная боевая сила большевиков, оставался один на один с германской военной машиной.

23 (10) октября в Рижском заливе произошло морское сражение с германской эскадрой. Правительство под тем предлогом, что Петроград находится в опасности, составляло планы эвакуации столицы. Сначала должны были быть вывезены и размещены по всей России крупные заводы, работавшие на оборону, а затем само правительство собиралось двинуться в Москву. Большевики немедленно объявили, что правительство покидает красную столицу только для того, чтобы ослабить революцию. Ригу уже продали немцам, теперь предают Петроград!    
Буржуазная пресса ликовала. "В Москве, -- говорила кадетская газета "Речь", -- правительство сможет работать в спокойной атмосфере, без помех со стороны анархистов".
Лидер правого крыла кадетской партии Родзянко заявил в "Утре России", что взятие Петрограда немцами было бы великим счастьем, потому что уничтожило бы Советы и избавило Россию от революционного Балтийского флота:    "Петроград находится в опасности... -- писал он. -- Я думаю, бог с ним, с Петроградом! Опасаются, что в Питере погибнут центральные учреждения (т. е. Советы и т. д.). На это я возражаю, что очень рад, если все эти учреждения погибнут, потому что, кроме зла, России они ничего не принесли...    Со взятием Петрограда будет уничтожен и Балтийский флот... Но жалеть об этом не приходится: большинство боевых судов совершенно развращено".
Джон Рид. "10 дней, которые потрясли мир".

А кроме того, само Временное правительство дало указание о стягивании в Петроград верных ему воинских частей. Повторялся сценарий корниловского мятежа. И в то же время ЦИК Всероссийского Съезда Советов находился в руках эсеров и меньшевиков, и поэтому расчет на то, что этот Съезд объявит о переходе всей полноты власти в свои руки был достаточно эфемерным.

Поэтому Ленин и требовал начать немедленную подготовку к вооруженному восстанию, чтобы большевики, как единственная партия занимающаяся делом, а не "демократической" говорильней, взяла власть. Только она одна сможет остановить надоевшую всему народу войну и дать крестьянам землю. Эти два главных вопроса, так и не решенные Временным правительством, привели страну на грань катастрофы.

А в ответ Зиновьеву и Каменеву на их боязнь, что не созрели экономические и политические условия для социалистической революции, Ленин ответил

Если социализм может быть осуществлён только тогда, когда это позволит умственное развитие народных масс, тогда мы не увидим социализма даже и через пятьсот лет... Социалистическая политическая партия -- авангард рабочего класса; она не должна позволить, чтобы её останавливал низкий уровень развития масс, а должна вести массы за собой, пользуясь Советами, как органами революционной инициативы...

В итоге за вооруженное восстание проголосовало 10 против двух членов ЦК. Вот они - сторонники Ленина. Женщина - это Коллонтай, а рядом с ней т. Сталин. Его почему- то из кадра не убрали, но эпизоды, где он говорит какие-либо реплики, причем очень незначительные, в версии 1968 г. вырезали. Так он и проходит на заднем плане.

Продолжение Начало вот тут  Не все так просто было у большевиков с принятием решения о вооруженном восстании.-3

Решение о восстании принято. При Петросовете создается Военно-революционный комитет \ВРК\, который возглавил левый эсер Павел Лазимир, про которого в фильме вообще не упоминается, как руководитель ВРК на переднем плане большевик Подвойский.

Что характерно, в фильме показано, как сломив сопротивление ЦК партии по поводу вооруженного восстания, Ленину приходится постоянно подгонять и ВРК, который никак не может начать действовать решительно и инициативно. Только после пинков, полученных от Ильича, ВРК, который становится главной властью в Петрограде, начинает принимать решительные меры.

Продолжение Начало вот тут  Не все так просто было у большевиков с принятием решения о вооруженном восстании.-4
Невысокая коренастая фигура с большой лысой и выпуклой, крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой, столь известной в прошлом и будущем. Потёртый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы, простой, любимый и уважаемый так, как, быть может, любили и уважали лишь немногих вождей в истории.
Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, не поддающийся настроениям, твёрдый, непреклонный, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенной смелости ума.

Это впечатление американца Джона Рида.

То есть, если бы не несгибаемая воля и энергия Ленина, заставившего и партию и Петросовет взять курс на вооруженное восстание, никакого переворота 25 октября 1917 г. не было бы. Все потонуло бы в говорильне Каменевых и Зиновьевых. Надежды Троцкого на то, что II Всероссийский Съезд возьмет власть, не оправдались бы, так как там заправляли эсеры и меньшевики. В итоге партия большевиков стала бы одной из парламентских партий в Учредительном Собрании, которое не решило бы вопросов о мире и земле. И это в самом лучшем случае, если бы не было нового корниловского мятежа после бегства Корнилова, Деникина и др. генералов из-под ареста.

Крестьяне в солдатских шинелях бросили бы фронт и побежали в свои деревни делить землю. Буржуазное правительство не смогло бы это остановить, так как войска не стали бы подчиняться. Началась бы вторая пугачевщина по переделу земли. Фронт открыт. Немцы занимают Петроград. Независимая Украина отделяется и заключает союзный договор с Германией. Краснов организовывает Донское государство, тоже союзное Германии. Сибирь и Дальний Восток создают сепартистские правительства. Про Прибалтику, Польшу и Финляндию вообще речи нет.

В итоге сепаратный мир с Германией, но только гораздо хуже Брестского. А Германия перебрасывает войска на Запад, и в связи с тем, что нет революционной России, в Германии в 1918 г. не происходит революция и война заканчивается без капитуляции немцев. Россия же становится сырьевым придатком бывших союзников, которым она должна гигантские суммы за поставки вооружения и обмундирования. Все значимые сырьевые ресурсы отдаются за долги в концессию западным "партнерам". Про "Дарданеллы" придется забыть, это теперь принадлежит Великобритании.

Вот, что значит роль личности в истории. Ленин и большевики спасли Россию в октябре 1917 г. А т. Сталин после пяти лет борьбы с "иудушкой" Троцким, "Колей Балаболкиным" Бухариным, "политическими проститутками" Зиновьевым и Каменевым и разными примкнувшими к ним, которые призывали вернуться к капиталистическому пути развития до созревания условий социалистического строительства по Марксу, смог продолжить дело Ленина. Провести индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Что в итоге позволило победить во Второй Мировой войне.

И ведь все прошло по плану Ленина.

24 октября будет слишком рано действовать: для восстания нужна всероссийская основа, а 24-го не все ещё делегаты на Съезд прибудут. С другой стороны, 26 октября будет слишком поздно действовать: к этому времени Съезд организуется, а крупному организованному собранию трудно принимать быстрые и решительные мероприятия. Мы должны действовать 25 октября -- в день открытия Съезда, так, чтобы мы могли сказать ему: Вот власть! Что вы с ней сделаете?

До начала II Съезда Советов руководимые ВРК солдаты и красногвардейцы с ночи 24 до утра 25 октября захватили мосты, почту, телеграф, телефонную станцию, Государственный банк, блокировало Временное правительство в Зимнем, и уже в 10 часов утра 25 октября ВРК выпустил воззвание к гражданам России, объявляя, что Временное правительство низложено и государственная власть переходит в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

После открытия Съезда меньшевики и правые эсеры покинули его и бросились в Зимний, чтобы защитить Временное правительство. Арест Временного правительства вечером 25 октября окончательно переломило настроение Съезда в пользу большевиков. И на следующий день 26 октября Ленин поставил на голосование декреты о мире и земле. Очень короткие документы, но имевшие громадное значение. Предложение всем воюющим сторонам заключить перемирие и начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций. И об отмене помещичьей собственности на землю без всякого выкупа. То что не смогли решить цари с момента отмены крепостного права и Временное правительство за 8 месяцев, большевики решили через сутки после захвата власти.

Продолжение Начало вот тут  Не все так просто было у большевиков с принятием решения о вооруженном восстании.-5
Но вот на трибуне Ленин. Он стоял, держась за края трибуны, обводя прищуренными глазами массу делегатов, и ждал, по-видимому, не замечая нараставшую овацию, длившуюся несколько минут. Когда она стихла, он коротко и просто сказал: "Теперь пора приступать к строительству социалистического порядка!"    
Новый потрясающий грохот человеческой бури.    "Первым нашим делом должны быть практические шаги к осуществлению мира... Мы должны предложить народам всех воюющих стран мир на основе советских условий; без аннексий, без контрибуций, на основе свободного самоопределения народностей".
Неожиданный и стихийный порыв поднял нас всех на ноги, и наше единодушие вылилось в стройном, волнующем звучании "Интернационала". Какой-то старый, седеющий солдат плакал, как ребёнок. Александра Коллонтай потихоньку смахнула слезу. Могучий гимн заполнял зал, вырывался сквозь окна и двери и уносился в притихшее небо.
"Конец войне! Конец войне!" -- радостно улыбаясь, говорил мой сосед, молодой рабочий. А когда кончили петь "Интернационал" и мы стояли в каком-то неловком молчании, чей-то голос крикнул из задних рядов: "Товарищи, вспомним тех, кто погиб за свободу!". И мы запели похоронный марш, медленную и грустную, но победную песнь, глубоко русскую и бесконечно трогательную.
Ведь "Интернационал" -- это всё-таки напев, созданный в другой стране. Похоронный марш обнажает всю душу тех забитых масс, делегаты которых заседали в этом зале, строя из своих смутных прозрений новую Россию, а может быть, и нечто большее...
... В два часа ночи декрет о земле был поставлен на голосование и принят всеми голосами против одного. Крестьянские делегаты были в неистовом восторге...    Так большевики неудержимо неслись вперёд, отбрасывая все сомнения и сметая со своего пути всех сопротивляющихся. Они были единственными людьми в России, обладавшими определённой программой действий, в то время как все прочие целых восемь месяцев занимались одной болтовнёй.

Успех восстания был обусловлен еще и тем, что 24 октября в ВРК пришли представители трех казачьих полков, расквартированных в Петрограде и спросили, как будет решен вопрос с землей. Им ответили, что никакого передела земли у простых казаков не будет, а помещичьи земли будут конфискованы, и вы сами на месте решите как их поделить. Казаки молча ушли и объявили нейтралитет. А через месяц эти же казаки пришли к атаману Каледину, который возглавил антибольшевистское восстание на Дону. И тоже спросили. как он решит вопрос с землей. Каледин ответил, что не может быть и речи о конфискации помещичьей земли. Казаки вновь молча ушли. А через некоторое время Каледин застрелился, так как основная масса казачества не поддержала его.

Еще один интересный момент в этом фильме. Рассматривается вопрос о персональном составе Совета народных комиссаров. После того как Съезд Советов, где большинство принадлежало большевикам и левым эсерам, объявил о принятии государственной власти на всей территории страны, новый председатель ВЦИК Советов Лев Каменев сказал:"Раз уж нас угораздило взять власть, то надо бы и составить правительство".

Продолжение Начало вот тут  Не все так просто было у большевиков с принятием решения о вооруженном восстании.-6

Название "народный комиссар" предложил Троцкий. И его же Ленин предложил избрать Председателем Совнаркома, но тот отказался, согласился одновременно исполнять должности председателя Петросовета и наркома по иностранным делам. Так вот, вновь назначенный наркомом просвещения А. В. Луначарский, который через несколько дней, начитавшись фейков из буржуазных газет о том, что в Москве большевики из артиллерии уничтожили собор Василия Блаженного и разрушили Кремль, в истерике подал в отставку, обращается к Ленину с вопросом: "Вроде бы как состав правительства не очень профессиональный, люди понятия не имеют о порученном участке работы". На что Ленин весело ответил:"Эти не справятся. Поставим других." Средний возраст первого состава Совнаркома составлял 37 лет.

Объявить всему миру, что вы взяли власть оказалось не самым сложным. Но вот как удержать ее, если даже некоторые большевистские вожди не верили, что продержаться дольше трех дней - задача была почти не выполнимой.

У них было так много, так бесконечно много дела! Надо было создать правительство, навести порядок в городе, удержать на своей стороне гарнизон, победить думу и Комитет спасения, удержаться против немцев, подготовиться к бою с Керенским, информировать провинцию, вести пропаганду по всей России от Архангельска до Владивостока.
Правительственные и городские служащие отказывались повиноваться комиссарам, работники почты и телеграфа лишили Смольный сообщения с внешним миром, железнодорожники упрямо отвечали отказом на все его просьбы о поездах, а тут надвигался Керенский, на гарнизон не вполне можно было положиться, казаки готовились к выступлению...
За врагами стояла не только организованная буржуазия, но и все социалистические партии, за исключением левых эсеров и нескольких меньшевиков-интернационалистов и новожизненцев, да и те колебались, не зная, на что решиться. Правда, за большевиками шли широкие массы рабочих и солдат; правда, отношение крестьянства ещё недостаточно определилось, но ведь, в конце концов, партия большевиков была далеко не богата образованными и подготовленными людьми...

Но это совсем уже другая история.