Продолжение. Начало тут
Теперь о самом фильме "В дни Октября". На экраны он вышел в ноябрьские праздники 1958 г. Советское кино уже начало потихоньку осваивать новомодный итальянский неореализм, а "В дни Октября" снят в классической манере соцреализма с типичными чертами уходящего сталинского Большого стиля с его монументальностью, пышностью и оптимистической пропагандой светлого будущего.
Начинается фильм с возвращения В. И. Ленина из Финляндии, где он скрывался от ищеек Временного правительства в революционный Петроград. Дата его возвращения до сих пор является предметом спора между историками. Или это произошло 29 сентября 1917 г. или же 7 октября. Устоявшейся официальной точки зрения на это нет. Будем считать , что это было 29 сентября.
Вместе с Н. К. Крупской Ленин отправляется на квартиру Маргариты Васильевны Фофановой в д.1 по Сердобольской улице. Его местонахождение глубоко законспирировано даже от ближайших соратников, только Фофанова будет осуществлять связь Ленина с ЦК партии большевиков. Подошли Ленин и Крупская к дому , где живет Фофанова, и видят в окнах, что в квартире идет веселье. Пришли к Фофановой гости, пьют чай, поют революционные песни. Грубейшее нарушение конспирации. Но деваться некуда. Другого адреса нет. Ленин и Крупская потихоньку заходят в квартиру и идут по коридору мимо зала, где идет веселье. Фофанова замечает их и у нее практически отвисает челюсть от изумления и страха. Фофанову играет актриса Александринки Нина Мамаева.
Дальше Крупская дает ей очень серьезный втык за такую неосторожность,
тем более, что среди гостей находилась - " а тут еще та, я ее по Женеве знаю, первая сплетница во всей партии." Но Фофанова успокаивает ее, что "сплетница" их не видела. А кто же эта "сплетница, о которой так неприязненно высказалась Крупская? Вот эта, скорее всего.
Очень даже похожа на Инессу Арманд, задушевную подругу Владимира Ильича, которая вместе с Лениным и Крупской приехала в "пломбированном вагоне" из Швейцарии в Россию. Вот такой занятный штришок авторы запускают уже в самом начале фильма. Дальше их будет много. Кстати, этот эпизод был потом вырезан в версии 1968 г. Да и понятно. Не могла Крупская так отзываться о своем товарище по партии Инессе Арманд. Не вписывается это в каноническую версию отношений в этом треугольнике товарищей по партии.
Владимир Ильич в этом фильме предстаёт в наполовину в своем реальном виде. В реальности, в то время, в целях конспирации он сбрил усы и бороду и носил парик. Здесь авторы не решились на такой решительный шаг - сбрить Ленину усы и бороду, но парик надели.
Что же такого нового мог узнать советский зритель из этого фильма? Большинству советских людей еще с детсадовского возраста, как врезались в память вот эти стихи
Мы видим город Петроград
В семнадцатом году:
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу.
Рабочий тащит пулемёт.
Сейчас он вступит в бой.
Висит плакат: «Долой господ!
Помещиков долой!»
Несут отряды и полки
Полотна кумача,
И впереди - большевики,
Гвардейцы Ильича.
Октябрь! Навеки свергли власть
Буржуев и дворян.
Так в Октябре мечта сбылась
Рабочих и крестьян.
так навсегда и остались в качестве основы знаний об одном из величайших событий во всемирной истории.
В фильме четко заявлено, что идет борьба между социалистическим Временным правительством и социалистическим Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов. Не между какими-то условными буржуями и капиталистами с одной стороны и рабочими и солдатами с другой. а именно между двумя социалистическими группировками. Эсеро-меньшевистским Временным правительством и большевистским Петросоветом.
Ясно и заявлены причины разногласий. Страна находится в жесточайшем кризисе из-за продолжающейся империалистической войны, которую Россия ведет с совершенно непонятными для основной массы населения целями. Лозунг буржуев - "война до победного конца" не понятен простому солдату. Что там после "конца" будет? "Дарданеллы" получим? А солдат ждет, когда землю крестьянам отдадут. И предупреждает, что еще немного и солдатская масса, состоящая в основном из крестьян, бросит фронт и двинет домой, чтобы не опоздать к разделу земли.
Старая Россия быстро разваливалась. На Украине и в Финляндии, в Польше и в Белоруссии усиливалось всё более открытое националистическое движение. Местные органы власти, руководимые имущими классами, стремились к автономии и отказывались подчиняться распоряжениям из Петрограда. В Гельсингфорсе финляндский сейм отказался брать у Временного правительства деньги, объявил Финляндию автономной и потребовал вывода русских войск. Буржуазная рада в Киеве до такой степени раздвинула границы Украины, что они включили в себя богатейшие земледельческие области Южной России, вплоть до самого Урала, и приступила к формированию национальной армии. Глава рады Винниченко поговаривал о сепаратном мире с Германией, и Временное правительство ничего не могло поделать с ним. Сибирь и Кавказ требовали для себя отдельных учредительных собраний. Во всех этих областях уже начиналась ожесточённая борьба между местными властями и Советами рабочих и солдатских депутатов. Хаос увеличивался со дня на день. Сотни и тысячи солдат дезертировали с фронта и стали двигаться по стране огромными, беспорядочными волнами. В Тамбовской и Тверской губерниях крестьяне, уставшие ждать земли, доведённые до отчаяния репрессивными мерами правительства, жгли усадьбы и убивали помещиков. Громадные стачки и локауты сотрясали Москву, Одессу и Донецкий угольный бассейн. Транспорт был парализован, армия голодала, крупные городские центры остались без хлеба.
Это пишет американский журналист Джон Рид, приехавший в революционную Россию в 1917 г. Вот он объясняет текущий момент своей жене Луизе Брайант. "Имущие классы решили повернуть революцию вспять, собирают силы для контрреволюционного переворота. Им противостоит Петросовет, которому подчиняются рабочая "Красная гвардия"и части петроградского гарнизона. А между ними болтается Временное правительство, которое уже не обладает никакой силой".
А Луиза только что вернулась со встречи с "бабушкой русской революции" Е. К. Брешко-Брешковской, старой народницей, одной из основательниц Партии социалистов-революционеров и знаменитой эсеровской Боевой организации, двадцать лет проведшей в царских тюрьмах, на каторге, ссылке. Сразу же после Февральской революции она была амнистирована, вернулась в Петроград и ее поселили в Зимнем дворце. Пользовалась огромным политическим влиянием, особенно перед нею преклонялся А. Ф. Керенский. Под ее руководством был создан благотворительный фонд, куда огромные суммы по согласованию с президентом США Вильсоном перечислили американские филантропы. Фонд был якобы просветительский, но использовался для антибольшевистской борьбы.
Луиза спросила "бабушку" какой выход из кризиса - когда будет конец войне, когда землю отдадут крестьянам, когда фабрики и заводы перейдут под рабочий контроль.
А "бабушка" в ответ - это немецкие шпионы мутят народ. Немцы прислали Ленина и большевиков. Они сеют смуту и мешают Саше ( Керенскому) наладить порядок. Американцы давали "бабушке" деньги, она издавала газеты, выпускала листовки, борясь с большевиками. И она просит американку Луизу
Американцы, дайте мне больше денег и все успокоится. Ведь русский народ еще дитя и он сам не знает чего он хочет. Ребенка надо отвлечь, убедить. А для этого нужны деньги. А если ребенок не хочет отвлекаться, тогда его надо наказать. Но союзники не хотят придти к нам на помощь и дать денег. Они должны понять, что мы стоим на сстраже мировой цивилизации.
Ничего не меняется. Эта самая "интеллигенция" всегда знает, что для русского народа лучше всего. Если его не отвлечь на американские деньги, то он станет угрозой мировой цивилизации. А если не поймет, что ему только добра желают, то накажем. Кстати, этот эпизод тоже вырезали из фильма в редакции 1968 г.
Все были против них (большевиков): дельцы, спекулянты, рантье, помещики, армейские офицеры, политические деятели, учителя, студенты, люди свободных профессий, лавочники, чиновники, служащие. Все другие социалистические партии ненавидели большевиков самой чёрной ненавистью. На стороне Советов были массы рядовых рабочих, матросы, все недеморализованные солдаты, безземельные крестьяне да горсточка, крохотная горсточка, интеллигенции.
Джон Рид
В фильме есть шикарный эпизод - Джон Рид, Луиза Брайант, адъютант командующего Петроградского военного округа, этакий шармер поручик Клепиков в исполнении В. Стржельчика, руководитель американского Красного Креста, разведчик, полковник Робинс и Борис Савинков сидят в подвальном петроградском кабаре, типа "Бродячей собаки".
...Вечерами я часто бродил по центральным улицам. Своеобразен был Петроград 1917 года: залит огнями, сверкают брильянтами ювелирные магазины, бешено несутся лихачи, из окон ресторанов гремит музыка. Шикарно одетая публика... Вдоль Невского стоят люди, спорящие на злободневные темы; на смену одним подходят другие, спор кипит. Если в составе группы окажется матрос или рабочий, то страсти разгораются так, что спор может закончиться дракой - буржуа оперируют тросточками, противники их ограничиваются кулаками, но в особых случаях извлекают револьвер (привезенный из театра военных действий)
На Васильевском острове относительная тишина, но этот покой только кажущийся. В очереди в булочную женщины бранят разруху, голод, растущую дороговизну. Временное правительство только что удвоило цены на хлеб. Седой рабочий с возмущением говорит о закрытии заводов. В одном из этих театров, в первые месяцы я услышал молодого эстрадного сатирика Смирнова-Сокольского, выступавшего с куплетами. Тема — поиски куска хлеба беднотой и «тяготы жизни» богачей:
«А кто из цвета нации — тому мука пустяк.
Тот прямо в ресторации сгибает свой костяк.
И пред распорядителем, как бы перед родителем,
Сгибается он этак вот и так.
И мелким бесом стелется, и ручку ему жмёт,
И все мол перемелется, по старому пойдет.
как вы поживаете, да много ль наживаете,
И что у вас, дают иль не дают».
Н. Грейвер «Глазами студента. Град Петров на рубеже I7-го и I8-го годов»
И вот он, Смирнов-Скольский, поющий свои куплеты. А ему весело подпевают посетители ресторана. Куплетиста играет легенда Ленинградского театра музыкальной комедии Анатолий Королькевич ( "Онегин" из "Музыкальной истории", барон Кравельяк из "Мистера Икса")
А сбоку сидит Александр Блок, которого играет Игорь Дмитриев. Поручик Клепиков знакомит Джона Рида с местным, как он называет Блока, "поэтом-пророком". "Александр Александрович, скажите свое слово нашему американскому коллеге".
А "пророк" должен сказать "пророчество.
Не устаю повторять Тютчева: "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые." У буржуа почва под ногами определенная, как у свиньи навоз. Семья, капитал, служебное положение, орден, чин, бог на иконах, царь на троне. Вытащи это и все полетит вверх тормашками. А у интеллигента ценности не вещественные. Его царя можно отменить только с головой вместе. Умения, знания, методы, навыки, таланты - имущество кочевое, пернатое."
Но не успел Блок закончить свое "пророчество", хотя и так понятно - интеллигенту революция нестрашна, все свое ношу у себя в голове. И к новой власти приспособимся, а не понравится - крылышками взмахнули и пернатыми полетели в теплые края. А не успел потому, что за соседним столиком какой-то пьяный буржуй стал предлагать Савинкову миллион рублей за убийство Ленина. Попрекая при этом знаменитого террориста за то, что тот в свое время убил великого князя, который никому не мешал. Ленина надо было убивать.
А Ленин в это время ведет из своего "последнего подполья" ожесточенную борьбу с ЦК своей партии. 29 сентября 1917 г. даже поставил перед ЦК ультиматум, что выйдет из ЦК, и напрямую обратиться к рядовым партийцам, рабочим и солдатам, если не будет дан ответ на его требование о курсе на вооруженное восстание. Никак ЦК не хочет принимать решение о вооруженном захвате власти, запрещает в связи с этим возвращаться Ленину из Финляндии в Петрограда, мотивируя заботой о его безопасности. Но Ленин без разрешения ЦК 29 сентября тайно от ЦК возвращается в Питер и поселяется у Фофановой.
И вынуждает ЦК собраться 10 октября 1917 г. на заседание, чтобы обсудить вопрос о вооруженном восстании. Это историческое заседание в советском кино практически не отражено. А в этом фильме оно подробно показано. И впервые в советском звуковом кино зрителю показывают таинственного "демона революции" Троцкого и во второй раз "политических проституток и штрейкбрехеров" Зиновьева и Каменева. Последних уже показывали в фильме 1953 г. кинорежиссера Михаила Калатозова "Вихри враждебные". Этот фильм, снятый еще при т. Сталине, изрядно искромсанным выпустили на экраны только в 1957 г. О нем мы писали тут
В 1958 г. Троцкий проходил по разряду главных врагов Советской власти, его за это и зарубил ледорубом в 1940 г. агент НКВД Рамон Меркадер, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А Зиновьев и Каменев были расстреляны по приговору Военного Коллегии Верховного Суда СССР в августе 1936 г. как иностранные агенты, террористы, вредители. И как-то не было принято лишний раз где-либо и по какому-либо поводу, разве что при сдаче экзаменов по истории КПСС, упоминать имена этой троицы. Но вот они появились на экране.
Но об этом в следующей части. Вот тут