- «Уже довольно долгое время меня беспокоит грех, в котором я всё время исповедуюсь, но от которого не получается избавиться. Я злюсь на людей. Причем так злюсь, что просто ужас. Прокручиваю у себя в мыслях диалог, который был накануне и даже когда-то давно, где человек посмеялся надо мной или как-то обидел меня. Я могу представлять этот диалог целый день, занимаясь своими делами, и не могу думать ни о чем другом. И злюсь, злюсь долго на людей, а это и близкие тоже. Это может длиться днями. Я понимаю, что таким образом я делаю хуже только себе, что это плохо, знаю, что нужно избавляться от этого греха, но не могу. Что же это за напасть такая? Я понимаю, что это от гордыни всё идет. Ведь мне не нравится, когда надо мной смеются, когда унижают, намекают, что я плохой человек, потому что где-то плохо поступила...»
А кому нравится? Всем не нравится, но это не значит, что от гордыни. Всем нравится, чтобы к нам относились хорошо, с любовью. Это естественные наши желания, гордыня здесь ни при чем.
- «Меня очень раздражают бестактные люди, с этим ничего не могу поделать. Поэтому я отгораживаюсь от подруг, которые меня периодически задевают своими словами и насмешками. Говорю себе, что больше не буду с ней общаться, мне нервы дороже, и она пусть подумает, почему я отгородилась, покопается в себе. Часто такой способ чудесным образом работает, и некоторых людей потом мучает совесть. Однажды я не сдержалась и одной своей подруге высказала то, что меня раздражает. С тех пор она перестала со мной дружить, хотя до этого дружили долгие годы. Как быть с остальными людьми, которые меня окружают? Если от подруги я могу отгородиться, то от родственников нет, да и неправильно так делать. Как быть, если у меня такая позиция: меня не троньте, в мою жизнь не лезьте, надо мной не смейтесь, меня не принижайте, непрошеные советы не давайте. Посоветуйте мне что-нибудь. Понимаю, что я злобный человек, держу много зла в душе, но я от этого не меняюсь. Еще страшно, что из-за злобы люди заболевают, а я боюсь всяких болезней. Еще смотрю на некоторых людей и удивляюсь, откуда у них столько любви? Вспоминаю слова Христа, что грехи будут прощаться тем, кто много любит, а тем, кто любит мало, будет прощаться мало. Унываю, потому что у меня вместо любви много злобы в душе».
Такое вот искреннее письмо, особенно концовочка.
Возникает ощущение, что в человеке закипает и разгорается та самая злоба, о которой она пишет прямо в процессе письма. Вы буквально одержимы гневом, этой злобой. Это как болезнь. Есть люди, скажем, наркоманы, есть люди, зависящие от сигарет, есть алкогольная зависимость, а Вы зависимы от этого. Вы в себе вырастили этого монстра, он вырос и теперь Вами владеет. Вы его рабыня. Теперь эту злобу в себе гоняете, потому что он же жрать хочет, этот монстр. И чем больше Вы ему этой пищи даете, тем он больше растет и тем больше он требует.
Вам нужно этого монстра злобы посадить на диету. Я понимаю, что если полностью лишить его какой-либо пищи, то он от этого голода с ума сойдет и Вас тоже сведет. Поэтому нужно уменьшать постепенно дозу, кормить всё меньше и меньше. Сразу не получится, Вы не справитесь. Конечно, с Божьей помощью, конечно, призвав на помощь всех святых и Богородицу, и Ангела-Хранителя своего. И с молитвой, через причастие, через церковные таинства попросить себе силы, чтобы Господь Вас укрепил на этом пути.
Отнеситесь к этому, как к одержимости. Обычный грех — это когда человек согрешил, а потом может и не грешить. Но когда грех много-много раз совершается, в человеке развивается страсть. Потом она им уже владеет, он сам себе уже не хозяин. У Вас такая история.
Вы говорите: «Не люблю нетактичных людей». Может быть, Вы сами боитесь быть нетактичной? Сразу ничего не говорите, а когда чаша терпения наполнится, всё это выплескивается на подругу. Если так, то здесь Вы неправы. Неправы в том, что не надо было с самого начала терпеть. Надо с самого начала человеку сказать: «Знаешь что, мне не нравится, что ты вот так себя ведешь». Во-первых, можно сказать по-разному, сделать замечание можно по-доброму. Когда Вы сразу же это говорите, в самом начале, когда у Вас еще не накипело, это гораздо лучше, чем всё это терпеть и накапливать до взрыва. В конечном счете, Вы все равно говорите, но уже сгоряча и неприятно. Так что пересмотрите, пожалуйста, что Вы делаете.
У Вас такая позиция: «Меня не троньте, в мою жизнь не лезьте, надо мной не смейтесь, меня не принижайте, непрошеные советы не давайте». В принципе, вполне себе нормальная позиция, я тоже ее придерживаюсь.
«Смотрю на некоторых людей и удивляюсь, откуда у них столько любви?» Да, я тоже удивляюсь.
«Понимаю, что я злобный человек, держу много зла в душе, но это дела не меняет. Я от этого не меняюсь». Здесь нужно отделять мух от котлет. Одно дело, Ваша пагубная страсть — эта злоба, а другое дело — это Вы. Болезнь отдельно, человек отдельно. Вполне может быть, что Вы очень хороший, достойный человек, но страдаете этим недугом, который мешает Вам прежде всего. Вы от него очень страдаете. Вот такая духовная болезнь.
Вы говорите: «Что же это за напасть такая?» Это страсть гнева. Вы пишете: «Это от гордыни всё идет...» Нет, гордыня там тоже, конечно, присутствует, она у нас у всех есть, но страсть гнева сама по себе.
Главное, Вам не унывать, руки не опускать. Все мы грешные, но мы не можем победить любовь Божью и милосердие Божие в любом случае. Господь и мертвых воскрешал, не говоря уже о людях, одержимых какими-то недугами духовными.
Относитесь к своей проблеме как к одержимости духовным недугом гнева. Старайтесь монстра этого поменьше кормить, начните с малого. То есть сколько-то Вы погоняли в себе злобу, потом спохватились и сказали себе: «Так, хватит!» Сами себе приказывайте и начинайте выходить из этого состояния. Как выходить? Это сами смотрите, как у Вас получается, какие способы Вы найдете. Может быть, Евангелие открыть, почитать. Может быть, помолиться или отвлечься нужно просто, в мозгах переключить что-нибудь. То есть способ какой-то нужен. И всё.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.