Двести лет назад район нынешнего Сквера Высоцкого выглядел совсем уныло. Представлял собой, по описаниям современников, огромный «овраг с грязью, идущий до берега реки Самары с одной стороны, и степь, простиравшаяся на восток с другой».
Несмотря на рост города и старания властей обустроить здесь торговую площадь, место не обживалось: «На площади виднелись небольшие весы да несколько в беспорядке разбросанных лавочек и наскоро сколоченных ларей. В обычные дни здесь было безлюдно, и стояла тишина, прерывавшаяся лишь стуком кузнечного молота, криком свободно разгуливавших домашних животных, шумом детей, резвившихся здесь и лазающих по оврагу. В базарные дни поднимали флаг, и становилось несколько оживленнее».
Освоение территории началось лишь в 1840-е годы – после слухов о предстоящем повышении статуса города до губернского и прокладке по этому поводу на Сенной площади новых дорог. Поистине, вначале был слово! Участки разошлись в течение года, так же быстро бывшая окраина обстроилась домами по периметру площади. Овраг засыпали, в 1844-м году освятили во имя Святой Живоначальной Троицы новый храм на площади. После переноса с Алексеевской площади всех торговых и обжорных рядов, «лобного места» и установке на церковной колокольне городских часов работы братьев Бутеноп Троицкая площадь надолго стала главным торговым и самым посещаемым – вдогонку и самым критикуемым – местом города.
Революционные потрясения Троицкий рынок обошли стороной. Как рассказывал в очерке «Самара в моей жизни» академик Михаил Тихомиров, преподававший с 1921-го по 1923-й историю России в Самарском университете, в те годы на базаре так же возвышались над толпой торговки щами, восседавшие на своих огромных чугунах и пеклись фирменные самарские пироги.
Перемены добрались до Троицкой площади в конце 1920-х. Церковь разобрали, на ее месте вскоре возвели конструктивистский Дом Специалистов. Базарная площадь перед ним превратилась в сквер, торгующих «задвинули» в те границы, в которых рынок существует и поныне.
Последним нетронутым островком прежнего торгового океана оставалась территория между Гостиным двором перекрестком нынешних улиц Самарской и Ленинградской. Власти планировали возведение здесь кинотеатра « в стиле современного западно-европейского зрелищного предприятия» обещая, что « по архитектурному оформлению театр будет одним из красивейших зданий города».
Автор проекта – Виктор Петрович Калмыков – был известен как яркий представитель советского романтизма. Архитектор создал знаменитый проект города будущего «Сатурний», в котором предлагал создать вокруг земного шара город-кольцо, поднятый в воздух и вращающийся по экватору со скоростью земли. Помимо творческих полетов в мир утопий, неплохо реализовал себя на практике – служил главным специалистом Управления кинофикации по проектированию кинотеатров в СССР, и из 60 кинотеатров, возведенных в стране до войны, 50 было выполнено по его проектам.
Начать строительство планировалось в мае 1936-го, завершить – в октябре 1937-го. Куйбышевская пресса подробно описывало расположение будущих кассовых вестибюлей, гардеробов, фойе буфетов, курительных, оформление двух залов – розового и голубого – каждого на 400 мест. Бодро рапортовала о выделенных ассигнованиях и завозе на площадку строительных материалов – но в итоге проект так и не был реализован, а куда делись материалы и отпущенные средства – неизвестно...
Спустя три года на углу пустовавшего пятачка вместо кинотеатра появился жилой дом.
Автором проекта стал архитектор Андрей Матвеев. Сведений о нем почти нет, известно только, что здание на углу Ленинградской и Самарской было не первой работой в городе – год назад так же по его проекту на участке бывшего архиерейского подворья был возведен дом, сейчас имеющий адрес Галактионовская, 102б.
Облик зданий имел немалое сходство - в обоих , как во многих довоенных сталинках, оформленный крупным рустом первый этаж трактовался как основание –пьедестал для зрительно более «легких» верхних, пластику фасадов формировали глубокие лоджии, декор был геометричным и сдержанным, с преобладанием вертикальных линий. Все в духе времени и канонов раннего «пролетарского классицизма»
В 1953-м году в промежутке между угловым и соседним зданиями было возведено еще одно, заполнившее собой этот промежуток и получившее адрес Ленинградская, 73а.
Младший из домов-соседей можно считать образцом трансформации послевоенного сталинского стиля. Строгие пилястры во всю высоту здания и глубокие лоджии остались в прошлом, зато часть окон украсилась наличниками с сандриками на кронштейнах, рустованный первый этаж отделился трехрядным карнизом с сухариками, верхний этаж так же отметился подоконным карнизным пояском.
Парадные входы в жилые подъезды оформлены в виде порталов с массивными навесами-сандриками и небольшими полуциркульными окнами в уровне междуэтажного карниза с обрамлением в виде клинчатого руста. Дополнительный акцент – оконные проемы лестничных клеток, расположенные между вторым и третьим этажами с наличниками в виде пилястр, на которые опираются и сандрики-фронтоны на кронштейнах. Оконные проемы по обе стороны от лестничных клеток сдвоены, в уровне третьего и четвертого этажей вывешены балконы на кронштейнах.
Правда, сейчас оценивать и сравнивать образцы двух отрезков одной эпохи стало сложно : и до-, и послевоенный образцы советского неоклассицизма обросли наростами-пристройками над балконами и лоджиями, что исказило их облик до неузнаваемости.
Нереализованный же кинотеатр, по мнению некоторых горожан, получил-таки свое воплощение, поскольку напоминает нынешний ТРК «Вива Ленд». Кинотеатр, там, кстати, тоже имеется
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете