Найти тему
Raylab

Софтбоксы: что это, какими бывают и какой дают свет

Софтбокс — одна из самых распространённых насадок на осветительные приборы, которые применяют в фотографии. Причём во множестве жанров: софтбоксы разных форм используют и для предметной съёмки, и для контент-фотографии, и для классических портретов и репортажа. Главная задача софтбокса — сделать свет более мягким.

О том, как устроен софтбокс, чем отличается октобокс от стрипбокса и как каждая из этих насадок влияет на свет, читайте в этом материале.

Источники света в софтбоксах в небольшой студии / Фото: unsplash.com

Что такое софтбокс, как работает софтбокс

Softbox (дословно: «мягкая коробка») — самый распространённый модификатор света, используемый в фотографии. Если вдуматься, это действительно мягкая коробка — ткань (чёрная с одной стороны и фольгированная с другой), натянутая на жёсткие спицы. С одной стороны софтбоксы закрывают полупрозрачной белой тканью, через которую свет направлен на модель.

Софтбоксы любят по двум причинам: они могут сделать свет одновременно и мягким, и направленным. Для начала разберёмся с мягкостью.

-2

Слева — портрет, снятый с жёстким светом, справа — с мягким / Фото: slrlounge.com

При жёстком свете тени чёрные, блики выраженные, граница между светом и тенью очень резкая — перехода практически нет. При мягком есть плавный переход от светлого к тёмному. Для портрета правильным светом считается мягкий. Жёсткий используют гораздо реже, поскольку с ним сложнее работать: чтобы тени выглядели хорошо, важно правильно подобрать угол падения света.

-3

Чаще всего с жёстким светом снимают мужские портреты. Ещё с таким светом мы сталкиваемся, работая под прямыми лучами солнца / Фото: unsplash.com

В случае с солнцем свет можно смягчать при помощи отражателя. Подробнее об этом мы писали здесь. Мягкий свет встречается на улице в пасмурный день, ещё его дают большие окна, куда не бьёт прямое солнце, или софтбокс подходящего размера.

Мягкость света связана с размером его источника. Чем он меньше, тем свет жёстче, и наоборот. В случае с софтбоксом источником света становится не вспышка внутри, а большое белое полотнище.

Второе преимущество софтбокса в том, что он делает свет более контролируемым, направленным. Позволяет фотографу управлять тем, куда свет полетит. Например, если ваша модель стоит недалеко от стены, и вам нужно подсветить только человека, с софтбоксом этого добиться легко, а вот с голой вспышкой — гораздо сложнее.

Этим, кстати, софтбоксы качественно отличаются от фотозонтов, которые дают схожий свет. Подробнее о разнице между видами модификаторов читайте в этом материале.

Виды и формы софтбоксов: октобокс и стрипбокс

Софтбоксы бывают нескольких форм. Классический — квадратная или прямоугольная коробка с соотношением сторон примерно 4:3. Вариант достаточно универсальный: с такими модификаторами снимают и портреты, и предметку.

-4

Прямоугольный софтбокс, вид сзади / Фото: unsplash.com

Кстати, на картинке выше софтбокс открыт с задней стороны неспроста. При работе с источниками постоянного света так часто делают, чтобы лампа не перегревалась. Считается, что этот подход удлиняет жизнь источнику, хотя и выпускает часть света с противоположной стороны устройства. Так можно делать, если студия большая, а схема света не слишком сложная и капризная.

Классические софтбоксы подходят для построения большинства стандартных схем света. Подборку из семи хороших вы найдёте здесь.

Стрипбокс — узкий и длинный софтбокс. Он даёт наиболее жёсткий свет из всех вариантов софтбоксов. Распространены устройства с сотами: они позволяют ещё больше сузить световой пучок и часто применяются для создания тёмных мужских портретов.

-5

Очень простая схема света со стрипбоксом и результат съёмки / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Стрипбокс с сотами — ваш лучший друг, если при выставлении света важно не засветить фон за спиной модели. Например, это может быть актуально при работе в маленькой студии. Подробнее читайте в этом материале.

Есть также классическая схема для съёмки спортсменов: на человека направляют два стрипбокса, располагая их по диагонали.

-6

Такой свет хорошо подчёркивает рельеф мышц, но вместе с тем подсвечивает и все неровности на коже, поэтому тоже считается «мужским» / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Октобокс — восьмиугольный софтбокс. Обычно такие модели делают очень большими, чтобы они давали максимально мягкий свет. Можно встретить софтбоксы, достигающие двух метров в поперечнике.

-7

Октобоксы разных размеров — побольше и поменьше / Фото: unsplash.com

Такие октобоксы хороши, когда, например, нужно снимать толпу активных детей в студии. Можно не бояться, что ребята убегут в тень — свет такого модификатора распространяется повсюду. Из минусов: свет от одного большого софтбокса — штука достаточно скучная.

Большие октобоксы часто выполняют роль заполняющего света в разных схемах. Подробнее о типах света читайте в этом материале.

Помимо формы, софтбоксы отличаются по размеру: бывают совсем маленькие, которые используют для накамерных вспышек, а есть очень большие — до 2 метров.

Маленькие обычно не превышают 20-30 см, и эти параметры абсолютно оправданы: быть габаритными и тяжёлыми им нельзя, иначе они затруднят работу фотографа. Подобные софтбоксы используют для съёмки репортажа и быстрых портретов, например, при фотосъёмке в клубах или на банкетах.

Главная проблема маленьких софтбоксов — с ними можно делать только крупные портреты. Даже на поясном портрете свет от такого малыша будет слишком жёстким.

Студийные софтбоксы, как правило, большего размера. От квадратных 40х40 см до огромных двухметровых октобоксов. С большими моделями гораздо удобнее работать: они позволяют собирать разные схемы света и добиваться большего разнообразия в освещении.

Также софтбоксы различаются по конструкции: есть классические студийные и быстроскладные. Студийные требуют немало времени на сборку и разборку, а складные переходят из транспортировочного в рабочее состояние меньше, чем за минуту. Последние — незаменимая штука для свадебного фотографа, да и любого, кому приходится иметь дело с динамичным репортажем.

Софтбокс, стрипбокс или октобокс — что выбрать для конкретной фотографии

Выбор формы модификатора во многом зависит от предмета или модели в кадре, а также желаемого результата. Для съёмки женского портрета на светлом фоне лучше выбрать октобокс или большой софтбокс, а в случае с брутальным мужчиной на тёмном заднике можно поэкспериментировать со стрипбоксами.

Также стоит учитывать, насколько опытен ваш герой в кадре. Дело в том, что более резкий свет (стрипы, небольшие софты, особенно с сотами) гораздо требовательнее к навыкам не только фотографа, но и модели. В таком свете нужно уметь стоять и сидеть: достаточно слегка откинуться на спинку стула или сделать полшага назад, и всё — из света выскочил, под глазами залегли тени, а бликов больше нет. В результате, кадры ждёт либо сложная ретушь, либо корзина.

Так что, чем спокойнее и профессиональнее модель в кадре, тем выше шансы снять что-то толковое с резким светом. И напротив: нервозность или излишняя активность человека вынуждают ставить под него более рассеянный свет. Применительно к фотографу закономерность та же: чем меньше опыта, тем мягче должен быть свет.

Кстати, форма софтбокса, который вы используете, влияет на форму блика в глазах. Это, конечно, мелочи, но именно из них состоят хорошие фотографии.

-8

Посмотрите в глаза котика: его снимали с двумя октобоксами с сотами / Фото: unsplash.com

Что касается мобильности софтбоксов — ориентируйтесь на свои цели. Быстроскладные легко убрать и проще транспортировать, а значит, они пригодятся для репортажной съемки. Для сборки стандартных нужно натягивать ткань на спицы, что занимает больше времени и подходит, скорее, для студии. Но есть и преимущество: они компактнее при хранении в разобранном виде.