Много лет назад, когда я был подростком, я с родителями пошел в кино. Это было лишь однажды, при этом мы ушли с середины фильма: настолько отцу фильм не понравился. А фильм был о том, как во время Второй мировой войны в США проводился эксперимент, в котором пропал из видимости огромный корабль. «Какая чушь!» - сказал отец.
И вот только теперь я узнал, что в фильме рассказывалось об эксперименте "Радуга", руководителем которого был Никола Тесла.
На моем канале несколько статей посвящены этому гениальному изобретателю. Хотя сам Тесла гением себя не считал, а главным своим достоинством считал живость ума.
В данной статье пойдет речь о самом последнем эпизоде Николы Теслы. Он родился в 1856 году, а умер в 1943 году. Над проектом «Радуга» работал с 1936 по 1942 год.
Я не буду вдаваться в технические детали – сам в этом ничего не понимаю – буквально несколько слов. Суть проекта заключалась в том, чтобы сделать военные корабли невидимыми для радаров противника. А сами радары изобрели в 1935 году.
И так постоянно происходило в военной сфере: как только появлялось какое-то новшество, изобретение, дающее преимущество одной стороне, как тут же другая сторона принималась изобретать какое-то противодействие.
На этом явлении строилась и вся политика гонки вооружений между СССР и США. Как только одна сторона изобретала какие-то ракеты, так другая сторона начинала разрабатывать противоракетную оборону. В ответ изобретались более совершенные ракеты, и так до бесконечности.
Но возвращаемся к проекту «Радуга». Суть проекта была в том, чтобы с помощью мощного электромагнитного поля, созданного генераторами, установленными на корабле, создать электромагнитный «пузырь» вокруг корабля, который и сделает корабль невидимым для вражеских радаров.
Тесла возглавлял этот проект, а заместителем у него был крупный ученый Джон фон Нейман. Понятное дело, что все это было засекречено. Как засекречен стал и проведенный эксперимент в 1943 году. Его назвали филадельфийским экспериментом, поскольку дело происходило в Филадельфии.
Через несколько лет о нем стала появляться какая-то информация, но военное ведомство США умеет хранить секреты.
Суть эксперимента такова. На один из кораблей установили мощные генераторы и запустили их. При этом команда находилась на борту. Этот эксперимент был проведен 22 июля 1943 года. И ведь почти все получилось. Корабль оставался невидимым целых 15 минут. Однако всем морякам от этого эксперимента очень поплохело – кого-то тошнило, у кого-то сильные боли в голове. В некоторых источниках можно встретить информацию, что в живых осталось немного.
Как бы то ни было, осенью эксперимент решили повторить. И тут произошло нечто странное, о чем точно знает только военное ведомство. Но они с нами секретами не поделятся. В общем, корабль не только пропал из видимости, но и материзовался за 300 миль от места эксперимента в Норфолке. Говорят, что были очевидцы, и они видели этот корабль, но потом очевидцы куда-то пропали. А может, их и не было?
И еще один факт. В 1999 году собрались ветераны, которые служили на эсминец «Элдридж», который и участвовал в эксперименте. Их осталось к тому времени 15 человек. Встреча широко освещалась в СМИ США. Участники встречи смеялись по поводу слухов про эксперимент, а бывший капитан корабля Билл ван Аллен разводил руками: понятия не имею, откуда взялся этот слух. Кроме того по этим слухам, почти все моряки с этого корабля были отправлены в отставку с серьезными психическими отклонениями. В общем, правды не найдешь.
Но вот что лично мне показалось интересным. После смерти Теслы все его бумаги были изъяты и засекречены. И только в 21 веке некоторые материалы стали доступны, в том числе дневник Теслы, Который был впервые опубликован в России в 2017 году. Этот дневник вы можете найти на ютубе или прочитать в электронном формате в интернете. Есть и бумажные варианты, но подороже.
Давайте почитаем о том, что Тесла писал о данном эксперименте.
Вэн (это его заместитель по проекту фон Неман) пытается диктовать мне, в каком направлении я должен работать. Он не понимает или не хочет понимать, что в нашем деле нельзя делать скачки, надо двигаться размеренным шагом. Ему не терпится как можно скорее начать эксперименты. Он мечтает о том, чтобы перенести из Бостона в Сан-Франциско какой-нибудь военный корабль. Его можно понять — эксперименты, тем более эксперименты такого масштаба, всегда эффектны. Но что толку мечтать о переносе целого корабля, притом с людьми, когда мы еще и спичку не переместили на один метр? Нам предстоит произвести огромный объем работ, прежде чем мы переместим хотя бы спичку. Но Вэну не терпится произвести впечатление на Военное министерство. Ему хочется масштабов — давайте сделаем большую мощную установку вместо маленькой, ведь деньги у нас есть и т. д.»
Отсюда можно сделать выводы, что идея о переносе корабля была, хоть и в фантазиях фон Немана. Но и сам Тесла был еще большим мечтателем. Но он ни за что не хотел рисковать людьми.
«В наших нынешних экспериментах главной проблемой является не перемещение предметов с помощью электромагнитных полей как таковое, а его точность и безопасность. В результате проделанной мыслительной работы я совершенно уверен, что такое перемещение возможно. Если следовать принципу: «Давай покажем им, что это возможно», то демонстрацию эксперимента можно подготовить за 5–6 месяцев. Но что толку демонстрировать «сырой» эксперимент? Для того чтобы произвести эффект? Но мы же не иллюзионисты, а ученые. Какой толк в том, чтобы взять и отправить предмет неизвестно куда без возможности вернуть его обратно? Это не в моем стиле. Стиль Теслы — это всесторонне обдуманный и безукоризненно подготовленный эксперимент. Я понимаю Вэна. Он боится, что я в любой момент могу умереть, и торопится продемонстрировать какие-то достижения, пускай и весьма сомнительные, пока я жив, чтобы, как выражаются старатели, «застолбить участок».
В 1942 году, когда подготовка эксперимента была в самом разгаре и даже приближалась к концу, Тесла стал как-то тормозить проект. А потом то ли в самом деле заболел, то ли специально слег в больницу. И в начале 1943 года он умер.
Руководителем проекта стал фон Неман, который решил не останавливаться и проводить эксперимент с людьми. Некоторые источники утверждают, что во втором эксперименте выжило очень мало людей, и те все страдали психическими расстройствами и были списаны с военной службы. Однако через них все же могла просачиваться какая-то информация.
Выше я говорил о встрече в 1999 году ветеранов корабля, который якобы участвовал в эксперименте.
Во всех странах мира принята практика, что люди , причастные к государственной тайне, дают подписку о неразглашении этой тайны. И мало кто отваживается нарушить эту тайну. Запросто можно очутиться в психиатрической больнице или в другом малоприятном месте. Ну а если в интересах государства нужно подыграть в каком-либо деле, то почему бы и не подыграть? Особенно, если будет какое-то вознаграждение.
И вот еще одна выдержка из дневника Теслы.
Идеалы и принципы — это все, что у меня есть. Это то, что делает меня Николой Теслой. Я могу менять свои на- ученые взгляды, если убеждаюсь в их ошибочности, но не меняю своих убеждений. Сейчас у меня идет длительный спор с Вэном по поводу исследований влияния электромагнитных сил на пространство. Военное министерство хочет, как можно раньше начать эксперименты с людьми. Вэн предлагал мне использовать добровольцев из числа военнослужащих, но я отказался. Мой принцип таков — сначала эксперименты с предметами, потом — с животными и только после с людьми. После добровольцев Вэн предложил мне использовать преступников, приговоренных к смертной казни. Им все равно умирать, пусть перед смертью принесут пользу обществу. Я снова отказался. Заодно я предупредил Вэна, что если он попробует проводить эксперименты с людьми без моего ведома, то я прекращу с ним сотрудничать .
Вот вам и ответ, почему Тесла прекратил работать над проектом. Противостоять решению использовать в эксперименте живых людей он не мог, а быть соучастником опасного для жизни эксперимента он не хотел. Провидцем он не был, как сам это признавал, но иногда у него начинала работать интуиция, благодаря которой он спас жизнь нескольких своих друзей. Один раз он уговорил друзей не ехать на поезде, на котором они собирались. А во второй раз не советовал одному своему другу ученому не плыть на Титанике. Если кто-то из тех, кто уже что-то читал про Николу Теслу скажет, что у Теслы не было друзей, то в принципе, будет прав. И об этом я расскажу в другой статье, отталкиваясь от того же дневника Теслы.
В общем, подготовка к эксперименту, который позже назвали филадельфийским, шла несколько лет. И к 1943 году подготовка закончилась. И если бы его просто свернули, то и такой секретности бы не было - ну, не получилось, пока что это из области фантастики, ну, бывает. Сколько таких не реализованных, не законченных проектов, в которые вбуханы были огромные деньги. И у Теслы были такие проекты, о которых мы тоже как-нибудь поговорим.
Если вам было интересно, то можете поставить лайк и подписаться на канал, если еще не подписаны.