Найти в Дзене

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Оглавление

Говорят, по почерку можно судить о характере его обладателя. Однако зачем кого-то судить, если можно сделать шрифт на основе почерка человека, внесшего огромный вклад в науку?

О таком проекте и рассказываем в этой статье.

О проекте

Шрифт на основе почерка Колгоморова — совместный проект студии TypeType и компании Сколково, реализованный в честь 120-летия российского математика.

Андрей Николаевич Колмогоров — известный во всём мире математик XX века. Внёс большой вклад в появление современной теории вероятностей, создал научные труды по теории множеств, теории интеграла и теории приближения функций. Являлся членом Парижской Академии наук, Лондонского королевского общества, Национальной академии наук США и многих других научных организаций.

Команда Сколково обратилась в нашу студию в декабре 2022 года с предложением создать шрифт по почерку Андрея Николаевича.

Референсами шрифтовой гарнитуры стали дневники ученого.

Шрифт создавался для использования в крупном масштабе: для декорирования стен, создания различных надписей и оформления плакатов.

Исследование почерка и первые скетчи

Создание рукописного шрифта — это баланс творчества и технического мастерства шрифтового дизайнера. С одной стороны, важно передать все характерные формы референсного почерка. С другой, необходимо сделать шрифт рабочим инструментом, с которым будет удобно работать дизайнерам.

Мы начали работу над шрифтом с исследования дневников Андрея Николаевича Колмогорова. У нас было несколько страниц записей ученого, на основе которых нам предстояло выявить основные графические черты будущего шрифта.

На почерк человека влияют разные факторы: эмоциональное состояние, инструмент, которым велись записи, скорость письма.

-2
-3

На изображениях выше можно увидеть, что почерк Колгоморова в дневнике меняется от аккуратного к беглому. Буквы то демонстрируют четкий ритм, то становятся едва различимы. Меняется и инструмент. В ранний период буквы написаны шариковой ручкой, в более поздний — перьевой. Это усложняло поиск необходимых для шрифта форм.

За основу шрифта мы взяли более разборчивый почерк. Графику недостающих символов смотрели в других записях, отрисовывая их в похожей, но более читаемой стилистике.

Отрисовка кириллицы и латиницы

Чаще всего разработка шрифта начинается с латиницы, хотя это не является обязательным правилом типографики. В этом проекте нам предстояло начать с кириллицы, затем отрисовать латиницу, цифры и математические знаки.

Работать с исходниками можно было двумя способами:

  1. Взять знаки, сделать трейс, почистить контур в шрифтовом редакторе;
  2. Обвести буквы на планшете, и после перевести их в шрифтовом редакторе в чистовой вид.

Исходные файлы дневниковых записей были не очень высокого качества, поэтому мы решили не использовать первый вариант и начать со второго. Чтобы проверить работу этого способа, была выбрана текстовая фраза «математические открытия», написанная вручную в приложении для графического дизайна.

-4

После согласования тестовой фразы с командой Сколково, мы начали векторную отрисовку «математических открытий».

-5

На изображениях выше можно увидеть разницу между графикой букв «о» и «м» в рукописном и векторном вариантах. В шрифте все символы — это система взаимосвязанных знаков, а не отдельная фраза, поэтому нам предстояло добиться лучшего считывания форм букв. Для этого некоторые знаки мы привели к более классическому виду. Например, буква «о» в почерке Андрея Николаевича может считываться, как курсивная латинская «v».

Мы сделали ряд альтернативных знаков для некоторых букв, чтобы шрифт стал разнообразнее и лучше передавал живость почерка.

-6

После утверждения тестовой фразы и стилистических альтернатив, мы приступили к отрисовке строчных и прописных кириллических знаков.

-7

В дневниковых надписях не было прописных знаков «Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ь, Э, Я», поэтому мы создавали их, ориентируясь на графику остальных знаков.

-8

Латиницу мы создавали по той же логике, что и кириллицу. Сначала согласовывали тестовую фразу, затем отрисовывали кассовый состав.

-9

Латинский почерк Андрея Николаевича был аккуратнее и ритмичнее в тех записях, которые мы анализировали. Работа над латинскими буквами шла быстрее, а финальный набор получился ровным, сделанным под одним наклоном.

-10

В дневниках Колгоморова встречается много записей на немецком языке, поэтому мы включили в шрифт немецкую диакритику.

В конце графической работы мы добавили в шрифт цифры, математические символы и пунктуацию.

-11

Лигатуры

Лигатура — это элемент шрифта, в котором два символа соединены в один. В наборном шрифте лигатуры создаются для эстетических целей или для улучшения читаемости. В почерке лигатуры появляются из-за быстрого темпа письма, и у каждого человека свои характерные соединения букв.

Почерк Андрея Николаевича Колгоморова насыщен интересными лигатурами, и нам хотелось перенести их в создаваемый шрифт. Мы реализовали их как контекстные альтернативы.

-12

На изображении выше можно увидеть необычную форму букву «т». В современных почерках это редкость, но такое написание символа можно встретить в почерковых надписях многих советских художников книги.

-13

Коллекция получилась большой и разнообразной, но большая часть состоит из лигатур для кириллицы.

Мастеринг

После отрисовки состава символов, началась техническая работа над шрифтом.

Кернинг — один из важнейших этапов технической работы над шрифтом, ведь после него шрифт приобретает завершенный и эстетичный вид.

При работе со шрифтом по почерку Колгоморова, мы создали кернинг-пары для ограниченного числа знаков: прописные + строчные, строчные + строчные и прописные + прописные. В каждую пару дополнительно включили альтернативы и лигатуры. После этого остальные знаки с аналогичными формами и апрошами добавили в классы, и кернинг-пары для таких знаков создавались автоматически.

Однако рукописный шрифт включает большое количество букв, не похожих друг на друга по форме. Даже незначительные отличия играют важную роль, поэтому после работы с кернинг-классами мы провели дополнительную ручную проверку каждой пары.

После завершения кернинга был прописан код для контекстных замен. Он включает в себя все возможные альтернативы и лигатуры в одной OpenType фиче Calt. Нам предстояло расположить данные замены в нужном порядке, чтобы они работали корректно и не мешали друг другу.

В процессе написания кода мы тестировали шрифт на больших объемах текста, чтобы выявить слабые места и внести корректировки. На этапе тестирования некоторые символы были частично перерисованы. Все замены для данной OpenType фичи включаются через Calt, причём и для кириллицы, и для латиницы. Эта фича по умолчанию включена во многих графических редакторах, что удобно для дизайнеров, так как позволяет использовать весь функционал шрифта без лишних действий.

Финальный шрифт был согласован с командой Сколково, и в настоящее время используется для оформления выставочных стендов и стен выставки Сколтеха.

-14
-15
-16