Найти тему
5 Колесо

Фальш «Старт»: почему микроавтобус с «вечным» кузовом в СССР оказался никому не нужен?

Хрущевские экономические реформы, при всей их спорности и противоречивости, подогрели творческие порывы инженеров, художников и даже руководителей среднего звена — всех кому не все равно, что и как делать. Конечно, достучаться до руководивших местной промышленностью Совнархозов энтузиастам было куда легче, чем до далекого и высокого московского начальства.

Другое дело, что новое местное производство, как правило, рано или поздно сталкивалось со смежниками, которые далеко не всегда стремились сотрудничать с романтиками-фантазерами. Тем не менее, эпоха Совнархозов начала 1960‑х породила несколько интересных автомобильных проектов. Правда, не счастливых…

БОЛЬШАЯ ХИМИЯ

Одна и, вероятно самая яркая, из подобных историй — микроавтобус с нехитрым названием «Старт». Идея родилась в Северодонецке и, как раз, в Совнархозе, по инициативе начальника главного автотракторного управления В. Антонова.

Серийные «Старты» производства Северодонецкой авторембазы
Серийные «Старты» производства Северодонецкой авторембазы

На северодонецкой авторемонтной базе взялись за создание многоместного автомобиля, микроавтобуса или по-современному — десятиместного вэна со стеклопластиковым кузовом. В Северодонецке производили и эпоксидную смолу, и стеклоткань. Но главное: новыми синтетическими материалами в те годы увлекались во всем мире. В советской прессе много писали о «большой химии» и пророчили ей великое будущее в самых разных областях промышленности и народного хозяйства. В те годы со стеклопластиком экспериментировали и многие зарубежные автомобильные компании, а концерн General Motors начал-таки мелкосерийное производство пластикового родстера Chevrolet Corvette.

Первым опытом работы со стеклопластиком в Северодонецке стал прицеп-дача к «Волге» со всеми возможными на тот момент удобствами. Освоив премудрости работы с новым материалом, взялись за автомобиль.

К работе над микроавтобусом в Северодонецке привлекли молодых выпускников ХАДИ. Дизайн «Старта» под руководством Ю. Андроса создавали параллельно с разработкой технологии производства стеклопластикового кузова. Стилистику сделали, конечно, под американским влиянием с характерными козырьками над сдвоенными фарами и килями на задних крыльях. В те годы американцы были законодателями мод для многих европейских и японских компаний.

Макет микроавтобуса в масштабе 1:10
Макет микроавтобуса в масштабе 1:10

Сначала изготовили макет в масштабе 1:10, затем гипсовый макет в натуральную величину. По нему изготовили так называемую контрформу, в которой потом и выклеивали стеклопластиковые кузова. Съемные детали, естественно, изготавливали отдельно. Кузов стоял на стальной раме и был усилен стальными закладными. В частности, в местах крепления дверей.

Естественно агрегаты, узлы и детали, включая светотехнику, использовали от единственной, по сути, подходящей советской серийной модели — «Волги» ГАЗ-21. Двигатель рабочим объемом 2,45 л, мощностью 70 л. с. и трехступенчатую коробку передач тоже взяли от «Волги».

В МОСКВУ, В МОСКВУ!

Совнархозы, Совнархозами, но создатели «Старта» прекрасно понимали, что глобально решить судьбу проекта можно только в столице. Куда в декабре 1963 года машину и погнали.

Полностью собранная контрформа для изготовления кузова
Полностью собранная контрформа для изготовления кузова

Автомобиль выставляли на ВДНХ, показывали руководителю СССР Никите Хрущеву и даже, вроде бы, потакали его на необычном микроавтобусе. О «Старте» написала центральная пресса и даже помянули на телевиденье. После этого в верхах приняли решение выделить северодонецкому предприятия 50 комплектов деталей ГАЗ-21 для сборки партии автомобилей, предназначенных для испытаний. В том числе, как тогда было принято — так называемых подконтрольных, на различных предприятиях. В общем, 1964‑й стал для «Старта» счастливым. Казалось бы, энтузиасты-романтики из Северодонецка победили. Но жизнь, как всегда, оказалась сложней и причудливей фантазий.

«ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЛИЦА»

Еще одни шаг, который мог бы укрепить позиции «Старта» в советском мире, сделали уже в 1964‑м. Второй автомобиль подготовили, как писал в воспоминаниях один из участников проекта, для «определенного лица». Лицо это — тогдашний первый секретарь компартии Украины Петр Шелест. Салон машины перепланировали, снабдили различными удобствами и даже телевизором, а также спецсвязью, которую смонтировали совместно с местным КГБ.

Но машины ведь нельзя было делать без Горьковского автозавода и его смежников. А им лишняя головная боль была совершенно ни к чему. ГАЗ должен был выполнять, а лучше еще и перевыполнять план, снабжать комплектующими РАФ, а вскоре и ЕрАЗ, поставлять на автобазы и в торговую сеть запчасти, которые в СССР были вечным дефицитом. В общем, ГАЗ, находившийся в подчинении союзного министерства, изо всех сил отбивался от сотрудничества с мелким предприятием.

Микроавтобус «Донбасс» — родной брат «Старта»
Микроавтобус «Донбасс» — родной брат «Старта»

Говорили, что палки в колеса «Старту» вставляли и некоторые деятели автопрома, и ученые-химики, которых создавая автомобиль, обошли местные провинциальные «выскочки». Это, кстати, совсем не исключено.

Так или иначе, но производство застопорилось. «Старты» стали собирать по отдельным заказам, как правило, с отремонтированными агрегатами и узлами со списанных, в основном, из такси «Волг». Всего в Северодонецке изготовили около 100 микроавтобусов. Но автомобили уже ведь пытались делать еще два предприятия!

СТРАНСТВИЯ «СТАРТА»

В 1964 году одного из отцов оригинального автомобиля В. Антонова перевели на работу в донецкий Совнархоз, и он попытался организовать производство микроавтобусов на автобазе «Главдонбасстроя» по уже отработанной технологии. Но там под именем «Донбасс» сделали не больше десяти «Стартов».

Луганский «Старт» отличали детали отделки кузова
Луганский «Старт» отличали детали отделки кузова

В 1966‑м выпуск оригинальных автомобилей затеяли и в Луганске. Там, кстати, изменили технологию изготовления кузовов. Вместо контрформы использовали деревянный макет, по которому и выклеивали кузов. Но такая технология требовала тщательной и хлопотной доводки внешних поверхностей. На луганском автосборочном заводе собрали лишь пару десятков «Стартов».

В результате, история оригинального автомобиля закончилась в 1967 году. Неким заключительным аккордом стала эпизодическая роль «Старта» в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Машина, снявшаяся в фильме, работала на «Мосфильме». Кстати, благодаря стойкому к коррозии кузову, «Старты» работали в некоторых советских организациях вплоть до 1990‑х.

Шурик, Нина и «Старт» — герои «Кавказской пленницы»
Шурик, Нина и «Старт» — герои «Кавказской пленницы»

КОМУ ТЫ НУЖЕН?

Конечно, романтический порыв создателей «Старта» и тех, кто настойчиво пытался-таки производить автомобили, вызывает уважение. Но в экономической системе СССР проект был обречен. Потому, что… никому не нужен.

Дело даже не в быстро устаревшем американизированном дизайне. Его можно было и переработать. И, вообще, это — не главное. Ведь, скажем, «Чайку» ГАЗ-13 с архаичной уже в середине 1960‑м американской стилистикой, делали аж до 1981 года. И ничего!

Но ведь по классу «Старт» был условным конкурентом РАФ-977. Хотя понятия «конкуренция» в СССР, разумеется, не было. При длине на 70 мм больше, нежели РАФ-977 и с той же колесной базой 2700 мм «Старт» вмещал на одного пассажира меньше. Отдельный багажник «Старта» — преимущество, но для микроавтобуса, явно, не решающее.

РАФ-977 — условный конкурент «Старта»
РАФ-977 — условный конкурент «Старта»

Но самое главное: даже сами создатели «Старта» признавали, что стеклопластиковый кузов гораздо дороже металлического. К тому же, еще и очень сложен и нетехнологичен в изготовлении. Не случайно ведь на мелкосерийное производство подобных кузовов в мире решились совсем немного компаний.

Один из сохранившихся и отреставрированных «Стартов»
Один из сохранившихся и отреставрированных «Стартов»

Теоретически «Старт» мог бы существовать, как некая мелкосерийная, эксклюзивная модель. Но не в сложившейся советской экономической системе, подразумевавшей строгое государственное регулирование, общесоюзный модельный ряд, разработанный НАМИ и массовое, дешевое производство.

Машину отличала очень необычная, оригинальная корма
Машину отличала очень необычная, оригинальная корма

«Старт», кстати, не единственный подобный: несчастливый, поскольку плохо уживающийся с советской экономикой, проект в нашей истории. Нечто подобное произошло с еще одной звездой 1960‑х — микроавтобусом ЗИЛ-118 по имени «Юность». Но это уже другая история…

Что еще почитать:

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой

Водка, снег и мешочек с солью: что советские водители использовали вместо незамерзайки

Как водители получали права и лишались их в СССР (личный опыт)