К середине 90-х годов актер Владимир Машков уже имел несколько ярких ролей и был известен широкому зрителю. Но, как оказалось, не все были имели представление о его персоне. В 1997 году в деревне Берендеево Ярославской области проходили съемки режиссерского дебюта Машкова - фильма "Сирота казанская". Снимали в школе в присутствии местных работников. И вот молоденькая директриса протирает глобус, на что обращает внимание Машков и говорит в сторону женщины какую-то пошлость. Дама в долгу не осталась и резко осадила новоиспеченного режиссера. Присутствовавшие при этой сцене были удивлены: "Зачем же вы так? Это же сам Машков!" На что директриса ничуть не смутившись, заявила: "Мне эта фамилия ни о чем не говорит!".
А снять свой первый фильм Машков решился совершенно случайно. Во время посиделок на кухне у продюсера Игоря Толстунова драматург Олег Антонов рассказал об интересном объявлении, которое прочитал в газете. В нем женщина разыскивала своего отца, которого никогда не видела. Машков загорелся снять по этой истории фильм. Идея вышла за пределы кухни и начались переговоры с каналом НТВ. Тот пообещал выделить 800 тысяч долларов при условии, что действие фильма будет происходить в новогоднюю ночь. На том и порешили.
Антонов написал сценарий о девушке Насте, которая никогда не видела своего отца. После смерти матери Настя нашла в ее документах неотправленное письмо, адресованное некоему Павлу. С этим Павлом маму девушки связывал курортный роман, после которого молодые люди разъехались. А через некоторое время на свет появилась Настя. Девушка решается опубликовать это письмо в газете, в надежде, что отец откликнется. И вот 31 декабря в доме Насти появляются целых три мужчины по имени Павел и все они претендуют на отцовство.
Кастинг проходил только на роль Насти. С тройкой Павлов и женихом Насти Колей определились сразу. На роли предполагаемых отцов пригласили метров отечественного кино - Олега Табакова, Льва Дурова и Валентина Гафта. Жениха сыграл популярный в то время шоумен Николай Фоменко. Была еще одна роль, которая обошлась без проб. Нерадивого ученика Демендеева сыграл Михаил Филипчук, который уже снимался с Машковым в фильме "Вор".
Оператор Николай Немоляев пригласил пройти пробы Насти бывшую жену Машкова Елену Шевченко. Ему казалось, что она отлично подойдет для этой роли. Шевченко и Машков поженились, когда ему было 19, а ей 18 лет. Оба обладатели буйного нрава, из-за чего семейная жизнь была полна скандалов. И даже рождение дочери Маши не спасло их брак, который продлился всего несколько лет. К моменту съемок "Сироты казанской" оба уже имели другие семьи, но хорошие отношения между собой сохранили. Если и были у Машкова сомнения, когда он увидел бывшую жену на пробах, только после просмотра они рассеялись, Елена оказалась намного убедительнее других претенденток. Сам Машков тоже сыграл в фильме небольшую роль спящего продавца ларька.
Помимо поселка Берендеево, в котором снимали школу и железнодорожную станцию, съемки дома Насти проходили в деревне Зубцова Московской области. Снимать планировали начать в марте, когда снег еще лежал. Но тут началось потепление и снежный покров быстро растаял. Съёмочной группой было закуплено 9 рефрижераторов с искусственным снегом, но это вряд ли могло спасти ситуацию. Уже планировали перенести съемки на зиму, как в апреле неожиданно началось похолодание и выпал снег. Лев Дуров вспоминал, что когда они приехали снимать в Берендеево, стояли такие страшные метели, что Елена Шевченко много времени снимавшаяся на улице была похожа на снежный ком. Досталось и Николаю Фоменко. В эпизоде, где он в метель пытался поставить срубленную елку на место, на актера дули с помощью вертолетно-самолетного двигателя. Температура, выдуваемого воздуха понизилась до -35 градусов и актер весь покрылся ледяной коркой. А вот навыки автогонщика Фоменко на съёмочной площадке пригодились. По сюжету его герой должен был управлять трактором, чему Фоменко обучился за очень короткий срок, да так ловко это делал, что местные жители считали, что за рулем сидит дублер.
Непросто на съемочной площадке пришлось и Льву Дурову. Во время съемок потасовки между его героем и героем Валентина Гафта, последний так сдавил Дурову шею, что тот на короткое мгновение потерял сознание. Об этом эпизоде Лев Константинович рассказал только много лет спустя, а Гафт, узнав о своем промахе, не преминул извиниться. Когда Валентин Иосифович комментировал фильм, то высказал неудовлетворение тем, как он и его именитые коллеги сыграли свои роли, мол каждый тянул одеяло на себя. Мне сложно здесь согласиться с артистом. Ничего подобного я не заметила, играли они отлично, при этом не заслоняя собой более молодых коллег. Да и вообще, я немного взгрустнула от последней сцены, в которой Дуров, Гафт и Табаков смотрят в окно поезда. Какие же замечательные были актеры и как печально, что никого из них уже нет в живых.
Из забавных моментов съемок. В сцене, где Настя поочередно танцует танго с каждым из "отцов", на корточках рядом с актерами сидела второй режиссер и держала артистов за бедра, чтобы они случайно не вышли из кадра. Во время съемок другой сцены, где "отцы" склонились над Настей, у которой закружилась голова, Елена Шевченко никак не могла надлежащим образом исполнить свою роль. От вида лиц обеспокоенных "отцов" ее разбирал смех. Дошло до того, что Машков выгнал Шевченко со съемочной площадки, а потом еще заставил перед всеми извиняться. Не зря видимо Елена называла Владимира, хотя вроде как в шутку, тираном и деспотом.
Снялся в "Сироте казанской" в эпизодической роли еще один народный артист. Герой Виктора Павлова с такой же мягкой игрушкой, что подарили Насте другие "отцы", подходит к ее дому. И вот зрителю кажется, что объявился еще один претендент на отцовство, но тут жена зовет его Витей и требует, чтобы он не отставал. Кажется, что создали фильма просто решили так пошутить над зрителем. Но некоторые кинолюбители выдвинули предположение, что это и есть настоящий отец Насти. Мол, историю с письмом мама девушки специально выдумала, чтобы скрыть, что она нагуляла ребенка от женатого человека. В этом есть смысл только в том случае, если письмо Насте мама показывала. Если же нет, и девушка нашла его случайно, версия оказывается несостоятельной.
Критикам фильм не пришелся по душе. А вот зрители купили только лицензионных (и это в годы процветания пиратства) кассет более 500 тысяч. Полюбилась народу "Сирота казанская". Да и почему же ее не любить - трогательная, душевная, добрая история с замечательными актерами. Были, правда, моменты, которые мне не зашли. Настя, такая добрая и сострадающая к посторонним ей старикам, посылает ночью непонятно куда своего жениха, а когда он заявляется пьяный, выгоняет его в метель на улицу. Вообще этот эпизод с пьяным Колей напомнил мне пьяного же Ипполита из "Иронии судьбы", но в "Сироте казанской" он смотрелся нелепо. Кстати, если говорить об отсылках, в фильме такая есть к картине "Свой среди чужих, чужой среди своих" - в финале Николай, как и герой Никиты Михалкова, останавливает на путях поезд, правда жует не яблоко, а соленый огурец. Также не очень мне понравились фантасмагоричные эпизоды. Но это я душню сильно. А так фильм смотреть стоит и под Новый год, и просто так.