Найти тему

Святой Архипелаг

Отечественная неигровая картина «Святой Архипелаг» (2022, 98 мин., ООО Кинокомпания «Два капитана») вышла на экраны 08 марта 2023 и собрала в прокате (по официальным данным Фонда кино) уже более 16 миллионов рублей.

За создание ленты режиссёр удостоен главных призов на 44-м Московском международном кинофестивале (впервые за его историю победа досталась автору отечественной неигровой работы), на XVII Международном кинофестивале «Русское зарубежье», завоевал сразу четыре награды, включая Гран-при, на фестивале Great Lakes Christian Film Festival в США, отмечен на международных кинофестивалях в Европе, Азии, Сингапуре, Королевстве Бутан, стал номинантом на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» (в категории «Лучший полнометражный фильм») 2023 года.

Фильм знакомит с насельниками Соловецкого монастыря, основанного в XV веке, которые делятся рассуждениями о смысле бытия.

О картине мы побеседовали с её автором - известным кинорежиссёром, сценаристом, художником, общественным деятелем Сергеем Дебижевым.

Режиссёр Сергей Дебижев
Режиссёр Сергей Дебижев

- Сергей, вы окончили факультет системного дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, преподавали композицию в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова. Как пришли в кинематограф?

- Художественное образование, знание истории искусства, понимание основ композиции и гармонии, умение рисовать - все это с успехом применимо и к движущемуся изображению. Это моя сильная сторона.

Занятие кинематографом я не считаю профессией, скорее, возможностью донесения идей и мыслей до большого количества людей. Именно это меня всегда и привлекало. Именно это в конце 80-х и привело в кино.

- Как выбираете темы? О чём была первая неигровая работа?

- Мне кажется, что темы сами меня выбирают. История, религия и культура - триада, которая меня волнует. Это темы, к которым я подхожу серьёзно.

Мой первый фильм «Золотой сонъ», сделанный в 1989 году ещё в Советском Союзе, был как раз на тему революции 1917 года - главной трагедии нашей страны, последствия которой мы переживаем по сей день.

- Почему вы решили сделать картину о Соловецком архипелаге?

- Соловецкий монастырь - это наш духовный полюс, пересечение бесконечности и вечности.

Здесь творится молитва за нашу страну, за всех нас. Без понимания важности таких мест невозможно движение в будущее. В наше собственное будущее.

В фильме затрагиваются глубинные смыслы бытия, веры, надежды и любви.

Мы задаемся главными вопросами: «Что есть духовная жизнь человека? Что есть религиозная традиция и какое отражение она находит в современном мире? Как вера в Бога влияет на жизнь людей?»

Соловецкие острова являются ключевой точкой в духовной географии России. Эти места отмечены историческими, культурными и духовными событиями, оставившими глубокий след в истории и в народной памяти. Находясь на далекой окраине России, архипелаг волею судьбы стал одним из мощнейших символов русского духа.

- Как познакомились с героями фильма?

- Мы приехали на Соловки с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Долго проговорили с наместником и игуменом Соловецкого монастыря епископом Порфирием (Шутовым). И он сказал: «У вас есть благословение, пожалуйста, снимайте, мы препятствовать не будем».

Через какое-то время я дал владыке посмотреть мои предыдущие работы: «Последний рыцарь империи» (о русском мыслителе Иване Солоневиче) (2014), «Раскалённый хаос» (2017), другие. Стало ясно, что мы мыслим в одном ключе, и владыка с энтузиазмом (если можно так выразиться) стал нам помогать. Понимая масштаб и важность темы, выделил нам в помощь монахов, которые нас сопровождали, показывали различные места и постепенно стали героями фильма, не как актёры, конечно... Благодаря этому в картину вошло много уникальных кадров. Инок Михаил, ставший одним из наших героев, в финале в знаменитой сцене пострига становится монахом Маркелом. Это и есть, что называется, Божественное провидение…

- Как долго продолжалась работа над фильмом?

- В течение двух лет. Съемки проходили в разные времена года и с разной интенсивностью. Шаг за шагом, мы погружались в размеренную спокойную сосредоточенную молитвенную жизнь монастыря.

После просмотра фильма зритель получит объемное представление о способе жизни и духовной работе этого места. Углубленные беседы с мудрыми монахами составляют содержательную часть фильма. Здесь мы найдем глубокие размышления и ответы на вопросы, важные в жизни каждого человека.

- Что было самым трудным при работе над картиной?

- Полностью отдаться на волю Божественного провидения. Когда ты приезжаешь из суетного города, думаешь, что везде действуют одни и те же законы, а выясняется, что это не так. Ты в растерянности, у тебя ничего не получается, но как только ты чувствуешь дыхание Вечности и входишь в этот духовный поток, все начинает происходить само собой.

В кинематографическом смысле, сложность всегда одна, чтобы содержательная часть фильма находилась в гармонии с теми масштабными съёмками, которые мы видим в фильме.

Наш православный кинематограф страдает унылостью, слабой выразительностью и псевдо серьёзностью.

Хотелось это переломить. Создать яркое, впечатляющее произведение, наполненное мощными художественными образами, обращенными не к интеллекту, а к душе и сердцу человека.

- На съемках произошло что-то необычное?

- Когда мы в Белом море снимали китов. Оказалось, они приплыли на съёмки в полном составе со всеми детёнышами… Есть кадры, где можно насчитать особей пятьдесят. Говорят, такого ещё никто не видел…

- Картина изменила вас?

- Человек не может не меняться. Духовное путешествие, да еще с полным погружением, меняет всё. Столкновение с Вечностью не может не отразиться на личности.

- Что вы считаете самым важным при создании фильма?

- Важно понимать цель, а цель искусства, как говорит Аристотель, это катарсис.

- Ваш фильм чрезвычайно успешен в прокате. Сейчас снимается много хороших важных, интересных неигровых картин, но в кинотеатрах они – редкость. Прокатчики не уверены в их прибыльности…

- «Святой архипелаг» показал, что это возможно. Фильм показан в 700 кинотеатрах в 120 городах нашей страны и по сей день идет, вот уже девять месяцев. Я это называю чудом о «Святом Архипелаге». Сейчас готовится прокат международный, в том числе в США. Оказалось, что христианство в мире держит свои позиции.

Что касается документального кино как такового, мне оно представляется гораздо более важным, нежели игровое. Оно, как и многое в культуре, требует перезапуска. Необходимо серьезное государственное финансирование больших и важных тем, мировой уровень качества изображения, привлечение общественного внимания к этому важнейшему инструменту воздействия на общество и, конечно, «выращивание» нового зрителя.

- Над чем сейчас работаете?

- Мы заняты работой над большим проектом под названием «Крест».

Как известно, крест - древнейший символ, путь его исчисляется веками. В его образе заключён глубинный, сакральный смысл, важный для понимания - отражение длящейся во времени жизни и отношение её к вечности. Мы пытаемся понять, как христианство изменило картину мира. Мне кажется, что удаляющийся от идеала современный мир, которому навязывают виртуально-цифровое будущее, все еще способен вернуться в лоно традиции.

География съемок довольно широка. Помимо священных мест в России, мы снимаем в Иерусалиме, на Синайском полуострове, в Грузии и в Эфиопии, а также пытаемся отразить современное состояние дел в мире. Что из этого всего получится, пока и сам не знаю…

Беседу вела Ирина Иванова.

Фотографии и кадры из фильма предоставлены Сергеем Дебижевым.

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.