Вчера были пуэрто-риканские быки и коровы, а сегодня - российские. Словесные обозначения TORO/TORRO/ТОРРО и изображение быка пользуются популярностью во всем мире при создании логотипов для заведений, где готовят мясные блюда на гриле.
Суть "нашего" спора в следующем. ООО "Торо Негро" принадлежат четыре товарных знака, зарегистрированных в РФ в отношении услуг 42 и 43 классов, в том числе в отношении ресторанов и кафе: № 730545, № 512505 "TOРРО", № 348482, № 233483 "ТОРО". "Торо Негро" использует свои товарные знаки со словесным элементом «Торо» более 14 лет. Первый стейк-хаус «Torro Grill» открылся в Москве в феврале 2007 года на Проспекте Вернадского. В августе 2009 года открылся флагманский ресторан сети на Белой Площади рядом с метро «Белорусская». В 2013 году открылся первый «Torro Grill» по франшизе в городе Магадан. Сейчас Torro Grill присутствует в Москве, Химках, Магадане, Воронеже и Калининграде. Товарные знаки размещаются как на фасадах ресторанов, так и во внутреннем интерьере.
Группа компаний ООО "Ланч СПб" и ООО "Ранчо Дмитровка" оказывают услуги общественного питания пассажирам аэропорта Пулково в северной столице - Санкт- Петербурге, а в Москве принимают гостей на севере Москвы, в одном из крупнейших торгово-развлекательных центров - РИО "Дмитровка"». Заведения компаний работают под брендом «Del TORO Grill&Bar».
Истец направил в адрес нарушителей претензии. В ответ "Ланч СПБ" сообщило о намерении продолжать деятельность под используемыми им обозначениями, а "Ранчо Дмитровка" оставили претензию без ответа.
После этого истец обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к "Ланч СПБ" и "Ранчо Дмитровка" с требованием признать использование обозначений, сходных с товарными знаками № 730545, № 512505, № 348482, № 233483, незаконным и нарушающим права истца, а также запретить ответчикам использовать сходные обозначения. Истец просил взыскать с «Ланч СПБ» компенсацию в размере 251 060 000 рублей, с "Ранчо Дмитровка" - 56 832 000 рублей.
Арбитражный и апелляционный суды удовлетворили требования частично.
Сравнив обозначения, используемые ответчиками, с товарными знаками истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что они сходны до степени смешения, поскольку имеют сильный фонетический словесный элемент «TORO» / «TORRO» / «ТОРО» / «ТОРРО», на который падает смысловое ударение.
Суд апелляционной инстанции подчеркнул, что "в итальянском и испанском языках словесный элемент «TORO» / «TORRO» переводится как «бык», в связи с чем даже при отсутствии глубоких знаний данных иностранных языков, российский потребитель ассоциативно способен догадаться о семантике слова «ТОРО», так как видит это обозначение на вывесках ресторанов в совокупности с изобразительным элементом в виде быка". Более того, изобразительный элемент в виде быка, используемый вместе со словесными элементами, усиливает сходство.
При этом суды указали, что наличие отдельных графических отличий в изобразительном элементе и использованном шрифте в логотипе ответчиков не влияет на их восприятие рядовым потребителем, поскольку сравниваемые обозначения ассоциируются друг с другом в целом и воспринимаются как обозначения, принадлежащие одному лицу.
Также суды установили, что оказываемые ответчиками услуги общественного питания и услуги 43 класса, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки истца, являются однородными.
Таким образом, действия ответчиков признаны незаконными, нарушающими исключительные права «Торо Негро». Ответчикам запрещено использовать сходные обозначения в отношении услуг общественного питания.
Что касается компенсации, требования истца заявлены на основании пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ – в двукратном размере стоимости товаров (услуг), на которых незаконно размещен товарный знак. В обоснование размера компенсации истец представил информацию о выручке ответчиков за период нарушения в 2021 году, согласно которой ответчики не осуществляют иную деятельность, кроме как деятельность ресторанов, в связи с чем, по его мнению, размер компенсации должен составлять
251 060 000 рублей («Ланч СПб») и 56 832 000 рублей («Ранчо Дмитровка»), исходя из следующего расчета:
125 530 000 рублей (выручка «Ланч СПб» за 2021 год)*2= 251 060 000 рублей;
28 416 000 рублей (выручка «Ранчо Дмитровка» за 2021 год)*2= 56 832 000 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание правовой подход, изложенный в справке Суда по интеллектуальным правам от 13.10.2022 № СП21/22, и сочли подобный расчет истца необоснованным, поскольку "услуги, оказываемые ответчиками, являются многокомпонентными, не позволяющими вычленить какую-либо услугу или группу услуг".
Цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно учитывается за правомерное использование объекта интеллектуальных прав, может определяться в том числе с учетом ранее заключенных правообладателем лицензионных договоров на предоставление права использования того же товарного знака (статья 1489 ГК РФ).
Истец представил договоры коммерческой концессии, согласно которым вознаграждение правообладателя составляет не менее 262 500 рублей в месяц, суд первой инстанции произвел собственный расчет размера компенсации, с которым согласился суд апелляционной инстанции, и определили к взысканию компенсацию в размере 6 300 000 рублей, исходя из расчета: 262 500 рублей * 12 (месяцев) * 2 = 6 300 000 рублей.
В итоге, с «Ланч СПБ» взыскана компенсация в размере 6 300 000 рублей, с «Ранчо Дмитровка» также взыскана компенсация в размере 6 300 000 рублей.
Кассационные жалобы
Тем не менее, ответчики подали кассационные жалобы в Суд по интеллектуальным правам (далее - СИП), в которых просили отменить указанные судебные акты.
Но СИП пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Теперь ответчикам придется не только выплатить компенсацию, но и менять логотип или договариваться с истцом о получении его согласия на использование спорного логотипа.
Постановление СИП от 28.11.2023 на моем сайте