В прошлый раз, рассказывая о том, как называли скандинавов на Руси, я говорила в том числе о варягах. По сию пору мы иногда называем так заезжих или присланных чужаков (и не только иностранцев, засланцев на должность, например). Еще один популярный в прошлом экзоним для чужаков — фряги. В Москве XV–XVII веков это была самая популярная категория иностранцев. Тема оказалась очень увлекательной.
Кто такие фряги
XV век можно назвать веком итальянцев в России. Неслучайно они получили на Руси свое, отдельное, прозвище — фряги. Произошло оно предположительно от слова «франк» попало к нам через греческий из латыни. Из того же источника только еще и через сербский церковнославянский фруг (франк) в древнерусском языке появилось слово фрузи (латиняне).
Фрягами стали величать в официальных документах не только итальянцев, но и вообще выходцев из Южной Европы. С учетом того, что Италия тогда представляла собой территорию из раздробленных княжеств, фрягами считались и жители генуэзских крымских колоний Каффы (Феодосии) и Сурожа (Судака).
Попутно отмечу: в отношении западных европейцев применялось слово немцы.
Сурожские гости
Для южноевропейских купцов (наибольшую их часть представляли греки и итальянцы) бытовало отдельное название — сурожские гости. Гость — это иностранный купец, об этом я писала в первой статье. Сурожским (Судакским) же называли в старину Азовское море. Сурожские гости возили свой товар между Русью и Византией транзитом через крымский Сурож. Историки утверждают, что этот путь в Константинополь работал с XII века, а то и ранее, а в XI веке в Суроже (Солдайе) уже существовал русский квартал. Т. е. торговая цепочка была простроена.
Первое упоминание сурожских купцов в летописи относится к 1288 году. Однако среди историки не сразу пришли к согласию, кого считать сурожскими купцами.
«Известный русский историк Иван Егорович Забелин (1820–1909) (в 1902-1905 гг.) считал, что сурожане были представителями «итальянских торговцев». Доктор исторических наук и академик Михаил Николаевич Тихомиров (1893–1965) предполагал (в 1957 г.), что «гостями-сурожанами» назывались русские купцы, торговавшие с фряжскими факториями черноморского побережья, добавляя, впрочем: «Связи Москвы с итальянскими колониями в Крыму были постоянными и само собою разумеющимися. Поэтому фряги, или фрязины, не являлись в Москве новыми людьми. Историки, впрочем, до сих пор не отметили ту любопытную черту, что московские торговые круги в основном были связаны не вообще с итальянскими купцами, а именно с генуэзцами». Современный исследователь торгового мира средневековой Руси кандидат исторических наук Валерий Борисович Перхавко, соглашаясь с генуэзским происхождением гостей-сурожан, связывает переход отдельных представителей генуэзских купеческих династий на русскую службу в XIV–XV веках (Саларёвых, Ховриных, Шиховых и др.) с формированием в конце XIV века в Москве известной торговой корпорации «гостей», ведавшей торгово-политическими связями Руси с фряжскими поселениями черноморского побережья».
Источник: журнал «Подмосковный краевед»
О тесных связях Москвы и Южной Европы свидетельствует и династийный брак Ивана III с Софьей Палеолог, представительницей династии византийских правителей. Кстати, монетный мастер и очень любопытный для изучения венецианец Иван Фрязин (Giambattista Della Volpe) принимал деятельное участие в качестве посредника при заключении этого брака и сопровождал русского царя на свадебную церемонию в Империю ромеев.
Этимология слова «фряг»
Первоначально слово в древнерусском языке в единственном числе имело форму фряг, во множественном — фрязи. Согласный [з] из множественного числа наложился и на форму единственного числа, появились обрусевшие формы фрязин и фрязь. В источниках встречаются древнерусские словосочетания с похожими прилагательными, образованными от слова «франк»: фряжское серебро (серебро фрягов) и фряские вина (французские вина), фружская церковь (католическая церковь).
Специализация фрягов в Москве
Сурожские гости развернули в Москве XV века очень бурную деятельность. Весь основной экспорт и импорт проходил через Сурож. В отличие от других иностранцев типа туристов, которым приходилось проходить проверки и мыкаться по царским Приказам за всякими разрешениями, купцам на Руси многое позволялось — государство было заинтересовано в развитии международной торговли. Часть сурожских гостей приживалась в столице, купцы переквалифицировались с международной торговли на разные ремесла, преимущество отдавалось ювелирному делу.
В целом же фряги прославились у нас своими художественными талантами. В иконописи, например, известен стиль фряжского письма, среднее между академизмом и иконописью. Распространены были и фряжские листы (которые имели другое название — немецкие потешные листы🙃) — гравированные изображения, эстампы, ставшие прообразом наших лубочных картинок. (Но тут еще надо разбираться, что на Руси раньше появилось. Обещаю статью про лубок.) Граверов, в отличие от отечественных резчиков по дереву стали называть фряжских резных дел мастерами.
Но особенно сильны были итальянцы в архитектуре. Соборы Московского Кремля и сами его стены, Нижегородский кремль — это все их рук дело. Фряги строили фортификационные сооружения, обучали боярских сынов и служивых людей обращению с оружием, а мастеров и розмыслов (инженеров) — секретам оружейного дела и кораблестроения. Фрягов выписывали из-за границы и в качестве наставников для детей (в фехтовании, к примеру).
«Мой старший отпрыск, увы, ныне воспитывается в чертогах небесных. Младшему же знания сии зело не по возрасту. Посему мудрый фряг станет моим вторым пожертвованием твоему приюту. Холопы доставят его в твою усадьбу вместе с сиротами». (А. Прозоров)
Фряжские фамилии
Как известно, многие иностранцы, осев в Москве (а жили они преимущественно в столице, хотя их можно было встретить и в Пскове, и в Новгороде, и в Вологде), селились в специально построенных для них слободах и брали русские фамилии. И вот как раз от прозвища фрязин пошла фряжская фамилия. Так, племянник уже упомянутого монетного мастера Ивана Фрязина архитектор Антонио Джиларди стал Антоном Фрязиным.
«В 1485-1495 годах в Москве работал архитектор Марк Фрязин (Marco Ruffo), который вместе с Петром Фрязином (Pietro Antonio Solari ), прибывшим в Москву в 1490 году, возводил в Кремле Грановитую палату. В 1494–1511 годах Нижегородский Кремль строил архитектор Пётр Френчужко Фрязин. В 1494–1519 годах в Московском Кремле работал Алевиз Фрязин Старый (Aloisio da Milano), в 1505–1516 гг. – Алевиз Фрязин Новый, а в 1508 году Бон Фрязин трудился над возведением колокольни Ивана Великого. Стоит упомянуть и Петра Малого Фрязина, строившего в 1532-1536 годах». (А. Ю. Послыхалин)
Фряжские топонимы
От слова фрязин получил свое название и город недалеко от столицы. Первое упоминание деревни Фрязино в писцовых книгах Московского уезда относится к 1584 году. В Подмосковье есть еще два населенных пункта, получивших свое название от фрягов: поселки Фряново и Фрязево. Первые упоминания о них в документах относятся примерно к тому же времени, что и о Фрязино. Плюс-минус десять лет.
На сайте города Фрязино не объясняется, почему его название восходит к прозвищу итальянцев. Можно предположить, что
1) или какому-нибудь итальянцу эти земли были пожалованы за добрую службу, 2) или какой-нибудь из Фрязиных приобрел деревеньку.
Русское право XV-XVII веков запрещало иностранным подданным владеть земельными участками. При правлении Ивана III и Алексея Михайловича чужеземные мастера-ремесленники, архитекторы и разные другие специалисты получали разрешение на въезд, если они приезжали на службу государю, но по истечении контракта, не раньше и не позже, должны были покинуть страну. «Кормовые иноземцы», состоявшие на государевой службе, получали только денежное довольствие — так называемый корм. Получить земельный надел за добросовестный труд могли только русские (то есть имеющие русское подданство) служилые люди. Так что пункт перый из наших предположений вычеркиваем.
Второй пункт тоже можно было бы вычеркнуть, но есть одно «но».
По законам XV-XVII веков все иностранцы обязаны были жить в специально построенных слободах или в гостиных дворах, где за ними постоянно присматривали соответствующие службы. Просто так приобрести вотчину (тем более за пределами Москвы), построить поместье и завести частную практику для заработка — такое было невозможно представить.
А вот и наше «но»: иностранцы, перешедшие в русское подданство, принявшие православную веру, поступившие на службу великому князю и вступившие в привилегированное торговое сословие «гостей», получали исключительное право покупать вотчины, владеть землей и людьми.
С XV века в Подмосковье существуют села Солослово, Саларьево (Саларёво) и Тропарево. Все они, вероятнее всего, названы по фамилиям гостей-сурожан, получивших право на вотчины и организовавших колонию-поселение к западу и юго-западу от Москвы. На севере та же история с поселком Софрино и селами Ховрино и Головино на севере Москвы. К этой группе краеведы относят и название посёлка Фряново.
Основатели всех этих фряжских родов с русскими фамилиями, по мнению некоторых ученых, перешли на службу к русским правителям чуть ли не в XIII–XIV вв. Например, о пожаловании Печоры в кормление Андрею Фрязину упомянуто в Грамоте Дмитрия Донского, а она датирована второй половиной XIV века.
Ну и еще стоит отметить, что в 1666 году привилегии гостей отменил Иван IV. С этих пор они не могли приобретать земли, не подав особую челобитную.
Удивительно, что такое популярное слово фряг ушло из нашего лексикона, оставив о себе столько напоминаний. Хотя ничего удивительного, перевелись нынче на Руси итальянские купцы и архитекторы.
Спасибо, что интересуетесь!
Здесь вам всегда рады!
Оставайтесь на связи — впереди еще много интересного.