Найти тему
AUTOMPS

Есть ли будущее у SUV? Проклятая неопределённость...

Спорным вопросом была и остается полезность спортивных внедорожников (SUV) или кроссоверов. Они востребованы как никогда, однако вряд ли какая-либо другая категория автомобилей вызывает столь сильные разногласия. Большие автомобили популярны, потому что они обещают больше простора, безопасности и обзорности. Критики же считают их слишком опасными, слишком прожорливыми и слишком дорогими. Дебаты о кроссоверах в городах стали особенно эмоциональными в сентябре 2019 года. Тогда в Берлине внедорожник на большой скорости выехал на тротуар. В результате погибли четыре пешехода. В то время все споры велись о том, следует ли запретить внедорожники в центрах городов. Но действительно ли эта категория автомобилей обладает повышенным потенциалом риска? Какая правда стоит за широко распространенной критикой внедорожников?
Последняя критика исходит от Гринпис: по мнению этой природоохранной организации, мода на кроссоверы портит климат. Выбросы CO2 трех крупнейших автопроизводителей в мире – Toyota, Volkswagen и Hyundai-Kia – значительно выросли из-за увеличения продаж внедорожников. Считается, что только кроссоверы, продаваемые VW Group, ответственны за 102 миллиона тонн CO2 в год, что составляет почти 30% от общего объема выбросов автопарка VW. Согласно отчету, бум внедорожников сводит на нет прогресс в области климата, достигнутый компаниями благодаря переходу на электромобили. Гринпис ссылается на данные отраслевого портала Marklines и Агентства по охране окружающей среды США (EPA).

На последнем автосалоне IAA Mobility в Мюнхене в сентябре появились признаки небольшого изменения тенденции: на этот раз на выставке было представлено меньше кроссоверов, а основными новинками стали седаны, такие как концепт BMW Vision Neue Klasse, Tesla Model 3, Mercedes-Benz Concept CLA Class и BYD Seal. Или даже универсалы как VW Passat Variant. Хотя, конечно, на выставке были представлены и внедорожники, такие как Audi Q8.

Одно можно сказать точно: кроссоверы по-прежнему остаются одним из самых быстрорастущих сегментов автомобилей. По данным Greenpeace, только Volkswagen и Hyundai-Kia за последние десять лет увеличили продажи легковых автомобилей с внедорожной внешностью более чем на 150%. Если раньше малолитражные автомобили были основным бизнесом многих автопроизводителей, то теперь больше денег можно заработать в классе люкс или на кроссоверах. И прибыль растет благодаря высокому спросу на них. По данным Федерального автотранспортного ведомства Германии (KBA), внедорожники становятся все более популярными. На их долю приходится около 11 % от общего числа легковых автомобилей в Германии.
Тенденция к росту числа внедорожников не ослабевает и во всем мире: Французская консалтинговая компания Inovev ожидает, что в ближайшие два года число регистраций кроссоверов в мире вырастет с 32 до 35 миллионов автомобилей, сообщает "Автохаус". В Европе на долю внедорожников сейчас приходится 40% производства.

Чем можно объяснить бум SUV? Одна из причин триумфального продвижения тяжелых автомобилей заключается в том, что они являются драйверами роста для производителей с точки зрения продаж и, прежде всего, прибыли. Внедорожники более рентабельны, чем сопоставимые модели с кузовом купе или хэтчбек. А в условиях дефицита сырья компании в первую очередь продают свою высокомаржинальную продукцию. Сейчас существует широкий спектр моделей: от мини-внедорожников до автомобилей класса люкс. Растет и ассортимент электрифицированных кроссоверов.

С другой стороны, спортивные внедорожники завоевывают все больше покупателей. Согласно исследованию 2019 года, проведенному нюрнбергской компанией Puls, занимающейся изучением рынка, существует множество мотивов для покупки внедорожников: покупатели ассоциируют их с высокими стандартами безопасности, современными технологиями управления, символом статуса, удовольствием от вождения, привлекательным дизайном и высокой стоимостью при перепродаже. В исследовании, проведенном компанией Ford ещё в 2016 году, анализировалось, кто в первую очередь покупает внедорожники. Растущий спрос объясняется миллениалами (17-34 года), матерями и квинтами (50+). Для матерей внедорожник – это стильный и безопасный семейный автомобиль, миллениалы описывают внедорожники как "привлекательный выбор", а квинтасты ценят более высокую посадку.

Однако, такому стремительному росту может угрожать ужесточение норм, касающихся загрязнения окружающей среды и массы автомобилей. Внедорожники критикуют за то, что они создают ряд проблем: занимаемое место, повышенный риск безопасности для других участников дорожного движения и плохой климатический и экологический баланс.

Из-за своих размеров внедорожники – неподходящий выбор для переполненных городских центров, где не хватает места для всех видов транспорта. Немецкая ассоциация городов недавно раскритиковала тенденцию к увеличению числа крупных автомобилей и ввела более высокую плату за парковку для внедорожников и других больших машин. На самом деле, по данным французской консалтинговой компании Inovev, автомобили, построенные в Европе, становятся все больше и тяжелее, сообщает "Автохаус". В среднем автомобили, построенные в Европе сегодня, на 7 см выше, на 10 см шире и на 20 см длиннее, чем в 2000 г. Недавний опрос AutoScout24 показал, что около 70 % немецких автовладельцев выступают за создание дополнительных и более просторных парковочных мест в Германии.

Однако проблема нехватки места касается не только внедорожников. Реорганизация дорожного движения и общественного пространства также затрагивает грузовики, микроавтобусы, минивэны и спортивные автомобили. Андреас Лучак в главе "Электромобили: спаситель или тупик? (стр. 162) книги Deutschlands Energiewende - Fakten, Mythen und Irrsinn, пишет: "Интересно, что автобус VW считается гораздо более симпатичным и менее вредным для окружающей среды, чем внедорожник, хотя в некоторых случаях он потребляет даже больше топлива. Если сравнить полезную ценность автобуса VW (количество мест и объем багажника) с внедорожником, то автобус VW сконструирован гораздо эффективнее, но если эта полезная ценность никогда или очень редко используется, то он наносит такой же неоправданный вред климату, как и внедорожник".

Вопрос о том, являются ли внедорожники более опасными для пешеходов, чем, например, небольшие автомобили, должен рассматриваться дифференцированно. Столкновения с внедорожниками не обязательно более опасны для пешеходов. "Решающим фактором для выживания или тяжести травм является точка, в которой автомобиль наезжает на пешехода, а также скорость удара", - цитирует "Zeit online" Зигфрида Брокмана, главу Немецкого института исследования несчастных случаев страховщиков (UDV). В случае ДТП с участием двух автомобилей не следует пренебрегать массой транспортного средства: Если автомобиль с большей массой сталкивается с автомобилем с меньшей массой, то меньший автомобиль оказывается в невыгодном положении, утверждают в UDV. Это подтверждает и исследование, проведенное в США в 2014 году: вероятность гибели пассажиров автомобиля в аварии с другим автомобилем увеличивается на 12 % на каждые 500 кг разницы в массе между автомобилями. Согласно другому исследованию, проведенному в США в 2021 году, если бы жители США, пересевшие на внедорожники за последние 20 лет, остановились на более компактных автомобилях, то можно было бы избежать более 1000 смертельных ДТП с участием пешеходов. Исследование 2010 года, проведенное Детской больницей Британской Колумбии в Канаде, пришло к выводу, что легкие грузовики (LTV), к которым относятся внедорожники, имеют более высокий риск получения травм в авариях, чем другие автомобили нормального размера.

Если посмотреть на результаты других исследований, то некоторые из них противоречат друг другу, что может быть связано с разным определением понятия "внедорожник" или установкой для испытаний. На основании тестов, проведенных в 2019 году, ADAC приходит к выводу: "Внедорожники не более безопасны, но и не менее безопасны, чем стандартные модели". Об этом свидетельствуют краш-тесты по стандарту Euro NCAP. Большинство моделей в этом сравнении также обеспечивают достойную защиту пешеходов. "Это зависит от конструкции передней части: более высокая передняя часть может быть даже преимуществом, если она предотвращает удар головы пешехода о жесткие А-стойки или рамку ветрового стекла в случае столкновения", - говорят в ADAC.

Внедорожники обычно критикуют также за их плохие экологические характеристики. И на самом деле, внедорожники обычно тяжелее и менее аэродинамичны, чем сопоставимые с ними небольшие автомобили, что неизбежно ведет к увеличению расхода топлива и, соответственно, выбросов CO2. По данным Inovev, средний вес внедорожников в Европе увеличится на 20 % к 2022 году. Например, масса внедорожника Mercedes-Benz EQS без нагрузки составляет 2,7 тонны (полноприводная версия 4Matic: 2,8 тонны), VW ID.4 GTX весит около 2,2 тонны, а роскошный внедорожник BMW X7 весит от 2,4 до 2,7 тонны пустым, в зависимости от комплектации. По данным ADAC, вариант SUV практически всегда тяжелее, чем сопоставимый стандартный вариант в том же сегменте. "Большая фронтальная зона и больший вес внедорожника негативно сказываются на расходе топлива и, следовательно, на выбросах CO2. Если к этому добавляется полный привод, то увеличение расхода топлива может достигать трети. Это касается и электромобилей", - утверждают в ADAC.

Согласно исследованию Международного энергетического агентства (IEA), 330 миллионов внедорожников, которые в настоящее время находятся на дорогах по всему миру, выбрасывают в атмосферу почти миллиард тонн CO2 в год. Внедорожники потребляют примерно на 20 % больше топлива, чем среднеразмерный автомобиль. Поскольку все больше внедорожников становятся электрическими, для них также требуются более емкие аккумуляторы, чем для небольших автомобилей, а это значит, что растущий рынок электрических внедорожников оказывает дополнительное давление на цепочки поставок аккумуляторов и еще больше увеличивает спрос на основные материалы для аккумуляторов, согласно данным МЭА.

Кроме того, большие автомобили требуют больше места на дорогах и имеют более высокий износ шин из-за своей массы и более широких покрышек, что приводит к выбросу большего количества микропластика в окружающую среду. И чем тяжелее автомобиль, тем больше он портит дороги.

Чтобы сделать автомобили легче, американо-канадские ученые рекомендуют повысить налог на тяжелые автомобили, чтобы стимулировать покупку более легких, сделать аккумуляторы меньше и легче и уменьшить вес кузова автомобиля, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

По мнению Андреаса Лучака, комфортабельный внедорожник "стал символом вредного воздействия на климат, поскольку по сравнению со своей полезностью (определяемой в основном количеством мест и объемом багажника) он неизбежно потребляет больше топлива, чем классический тип автомобиля из-за своей конструкции". По этой причине от политиков уже поступали предложения обложить этот вид транспорта более высокими налогами или запретить его. Однако эти предложения обречены на провал, "поскольку не существует определения класса автомобилей SUV, а внедорожники иногда имеют важные характеристики для определенных групп пользователей, по которым они объективно превосходят другие типы автомобилей (например, тяговое усилие, место для сидения, внедорожные возможности)". Бывший генеральный директор Citroën Винсент Кобе, однако, уверен, что у внедорожников нет будущего, как он объяснил в интервью Autoexpress в январе. Он обосновывает это распространением электромобилей, которые должны сократить количество внедорожников в пользу более компактных автомобилей с лучшей аэродинамикой. По мнению Кобе, внедорожники несовместимы с электрическим будущим.

Однако в конечном итоге речь идет о другом: "проекция ненависти к автомобилям на внедорожники" отвлекает от сути проблемы, как подчеркивает Лучак. "Цель должна заключаться в том, чтобы каждый мог выбрать наиболее экономичный автомобиль для своих нужд. В конечном итоге речь идет о том, чтобы найти баланс между экологичностью и тем, чтобы удовлетворить свои потребности в передвижении как можно более удобно и дешево". И использование VW Golf, когда VW Polo справился бы с этой задачей с тем же успехом, так же неоправданно вредит климату, как и использование внедорожника вместо сопоставимого по размерам универсала", - говорит автор Springer. Он заключает: "Поэтому производители должны изменить модельный ряд в сторону более экономичных моделей, то есть меньше внедорожников, в целом более компактных моделей и значительно меньшей мощности двигателя, более узких шин, более длинных передаточных чисел и других изменений модели, снижающих выбросы".

Короче, имеем классические метания: «с одной стороны, с другой стороны»... А что думаете вы? Есть ли у кроссоверов светлое будущее или эта мода неизбежно пройдёт?