По сути, сюжет этой истории не открывает ничего нового. Деньги зло, душа продаётся, а желание власти и контроля над всем миром отравляет организм и сознание как яд. Но, как мне показалось, шоу-раннер Майк Флэнаган (Mike Flanagan) посчитал, что в обёртке от эстетики слога Эдгара Аллана По и вообще всей его вселенной алчность богатых и власть имущих будет выглядеть привлекательнее.
У меня этот сериал восторга не вызвал, я досмотрела его на преодолении себя, потому что не люблю бросать на середине. Но для меня единственным плюсом этого сериала стало то, что он заставил обратиться к первоисточнику – творчеству Эдгара Аллана По, чтобы узнать, из каких элементов создан сериал, как они тут переплелись и как преобразовались в сценарии. Надо признать – сценаристы и режиссёр переработали материал скрупулёзно, играя с деталями и смыслами со знанием дела. Они использовали материал 19 века и внесли в него ноты современности, потому Ашеры стали похожи на семейство Рой из “Наследников” с их страстями вокруг престола и слабостями каждого отдельно взятого члена семьи.
Получается, в новом сериале от Майка Флэнагана произошло соединение творчества одного из любимых авторов человечества с одним из сильных и полюбившихся телевизионных шоу, ярко отражающего человеческое падение. Роднит новинку и сагу о Роях цитата из “Падения дома Ашеров”:
Существует ли сумма, после которой вы скажете: “Хватит!”
По-видимому, нет.
Сюжет сериала
Готический фильм ужасов “Падение дома Ашеров” представляет собой семейную сагу о семействе Ашер с печальным исходом.
Родерик Ашер и его сестра Медилайн стоят во главе фармацевтической империи Fortunato Pharmaceuticals. Некогда успешная компания столкнулась с проблемами из-за массовой гибели людей от употребления “Лигодона”, флагманского препарата компании.
Родерик Ашер оказался в суде по 73 обвинениям против него, а его давний друг-враг адвокат Огюст Дюпен заявил, что в семье Ашер есть информатор, который сдал компанию властям.
На семейном ужине Родерик объявил, что заплатит 50 миллионов долларов наличными, свободными от налогов, тому, кто раскроет информатора.
После этого ужина в течение двух недель Родерик потерял всех своих шестерых детей.
Структура повествования в сериале
Структура повествования сложная. Рассказ постоянно переключается с одной сцены на другую, с настоящего времени на прошлое. При этом действующие лица, обсуждая какое-либо событие, говорят загадками, уходят ещё дальше в прошлое, но необходимо держать в памяти, что ещё не решён тот вопрос, ради которого совершён флэшбек.
Может быть, эта клочковая структура важна, чтобы поддержать готичность творчества Эдгара Аллана По – мрачность, ужас, нагнетание негатива – и постоянные скачки во времени не могут создать в душе мира и покоя, а это при просмотре и не нужно, напротив, нужно быть постоянно в напряжении и ужасе. На самом деле, в итоге логика проясняется, но в начале очень сложно поймать все кусочки воедино.
Всё действие заключено в дом детства Родерика и Медилайн Ашеров. Родерик вызвал сюда адвоката Огюста Дюпена, чтобы признаться в главном своём преступлении под запись. По мере продвижения его рассказа вперёд, показывают истории каждого из детей Родерика и всё то, что важно для понимания их характеров и межличностных отношений. Выясняется то, что счастливых людей в семье нет, да и за её пределами – тоже. Словно такое в принципе невозможно. Напрашивается вопрос: “Опять?” Тамерлан любит смотреть, как муж ей изменяет, Камилла нанимает разнополых ассистентов, чтобы заодно использовать их как своих сексуальных партнёров, Просперо видит жизнь сплошной элитной вечеринкой. Как люди они не раскрываются – вся их сила заключается в отсылках к творчеству поэта. В этом они отстают от наследников Логана Роя. Те были реальнее, потому к ним больше симпатии.
Каждый фрагмент истории увязан либо с историей самого поэта, либо с сюжетом какого-либо рассказа. Например, соперничество Родерика Ашера и Руфуса Грисволда отсылает к вражде между Эдгаром Алланом По и реальным Руфусом Грисволдом, критиком и редактором. Или в финале первого эпизода Родерику мерещится шут/арлекин в салоне его автомобиля. Это отсылка к рассказу “Бочонок амонтильядо” (The Cask of Amontillado), в котором Монтрезор смертельно ненавидит Фортунато, и во время ежегодного карнавала он решает ему отомстить. Во время карнавала Фортунато был наряжен в шута/арлекина: “он был одет арлекином: яркое разноцветное трико, на голове остроконечный колпак с бубенчиками”. Остроумно со стороны режиссёра и сценаристов именно эти элементы поместить в самое начало, как ключ к разгадке того, что произойдёт в финале (якобы для тех, кто в теме). Название империи Ашеров Fortunato Pharmaceuticals произошло от имени главной жертвы рассказа, и с империей случилось то же, что и с Фортунато.
Темы в мини-сериале
Выше я уже упомянула основную тему, которая пронизывает сюжет, – это жажда наживы. И нет такой суммы, которая покажется достаточной. Как же её искать – на это богатые время тратить не будут. Для них большие деньги – это возможность смаковать жизнь маленькими глотками. Это прослеживается в медлительном разливании коньяка по рюмкам. Родерик постоянно пил коньяк Henri IV Dudognon Heritage Grande Champagne стоимостью четыре миллиона евро. Подавая бокал Дюпену, он горделиво произнёс, что в нём две его, дюпеновские, годовые зарплаты. И потом всё понимание жизни, её схематичность и предсказуемость выражается в монологе Родерика о лимонах. В этом красноречивом монологе содержится ответ к богатству богатых. Они понимают, что обычных потребителей легко приучить к чему-то, внушить необходимость обладания чем-то, преподнести то, что не нужно, как что-то, что спасёт жизнь. Под лимонами может быть что угодно, а “изобретатель смысла” для “лимонов” впоследствии сможет размеренными глотками смаковать Henri IV Dudognon. Родерик продвинул на рынок “Лигодон”, для него это и есть его лимон.
Из вышесказанного проистекает тема контроля, желание всевластия, которое транслируется через Родерика и Медилайн – “наша цель в том, чтобы изменить мир”, говорят они.
Лекарство "Лигодон" от Fortunato Pharmaceuticals в некотором роде инструмент для контроля вселенной. Являясь опиоидом, вызывающим сильное привыкание, таблетка убивает миллионы потребителей и вызывает расстройства, появляющиеся при постоянном употреблении препарата. Но тех, кого оставляет в живых, лекарство заставляет пополнять запасы, порождая порочный круг. Дополнительно стоит отметить, что название лекарства отсылает к рассказу “Лигейя” (Ligeia) По. В нём исследуется неизбежность смерти – что также ярко отображается и в мини-сериале. А рассказчик в “Лигейе” сидит на опиоидах, как Джун, молодая жена Родерика – на лигодоне.
Отсылки на произведения Эдгара Аллана По
Название сериалу дал рассказ По “Падение дома Ашеров”. В нём повествование ведётся от имени неназванного рассказчика, который выслушивает истории Родерика Ашера, поражённого прогрессирующей болезнью (в сериале Родерик унаследовал от матери синдром ЦАДАСИЛ, поражение сосудов головного мозга, порождающий галлюцинации). Действие разворачивается в старом доме с трещиной, обещающей этот дом вот-вот прикончить. Собственно, этот рассказ служит основой для сериала – в нём так же, как и в рассказе, по приглашению Родерика в дом приезжает Огюст Дюпен (правда, персонаж других историй, в этом как раз и прослеживается один из примеров работы с первоисточником и искусного соединения разных частей), и Родерик начинает признаваться во всех своих грехах.
Название каждого из восьми эпизодов – это названия отдельных произведений, а первый и последний эпизод закольцовывают этот список, являясь частью одного произведения – стихотворения “Ворон”, – а каждый эпизод в свою очередь содержит отсылки ко множеству других рассказов и стихов:
E1 “В час угрюмый" (A Midnight Dreary). Фраза из первой строчки стихотворения “Ворон” (в переводе К. Бальмонта);
E2 “Маска красной смерти” (The Masque of the Red Death). Рассказ, написанный в 1842 году, повествующий о принце Просперо, который прятался в замке от чумы, но не просто скрывался, а устроил там маскарад;
E3 “Убийство на улице Морг” (Murder in the Rue Morgue). Один из трёх рассказов (плюс “Тайна Мари Роже” и “Похищенное письмо”), составляющих цикл историй о французском аристократе Огюсте Дюпене;
E4 “Чёрный кот” (The Black Cat). Рассказ в жанре ужасов впервые был напечатан в The Saturday Evening Post, в котором поднимается рассуждение о границе между здравомыслием и безумием;
E5 “Сердце-обличитель” (The Tell-Tale Heart). Ещё один страшный рассказ. В нём человек убивает потому, что на него смотрит и приводит в бешенство бледный глаз с бельмом;
E6 “Золотой жук” (Goldbug). Рассказ в жанре детектив, написанный в 1943 году;
E7 “Колодец и маятник” (The Pit and the Pendulum). Рассказ 1842 года;
E8 “Ворон” (The Raven) Самое популярное стихотворение По.
Одноимённый рассказ Эдгара Аллана По, давший название сериалу, завершается словами:
“… раздался дикий оглушительный грохот, словно рёв тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров”.
Теми же самыми, что звучат в сериале в финальной части. А завершается сериал строками из поэмы “Души мёртвых” (Spirits of the Dead). Её произносит Верна на кладбище, посетив место погребения семейства Ашер. Поэма входила в сборник под названием “Тамерлан и друге поэмы” (Tamerlane and Other Poems).
Знаковые элементы творчества Эдгара Аллана По в сериале
В сериале в обязательном порядке встречаются фирменные штрихи, присущие творчеству поэта и писателя. Я указала элементы и то, как они воплотились в сюжете:
“Золотой жук” – бьюти-бокс, разработанный Тамерлан Ашер, для элиты этого мира, но также призванный показать, что Fortunato Pharmaceuticals интересуется не только химией, но здоровьем, красотой и спортом.
Ведь, похоже, единственный продукт компании её отца – это “Лигодон”. На поверхности лишь как лекарство, но в широком смысле это метафора самого сильного средства контроля. Эта маленькая таблетка, продвигаемая как средство-спаситель от всех болей, на самом деле, такой же наркотик как кокаин или героин. В интересах корпорации сделать таблетку такой, чтобы она оказалась нужной всегда, в таком случае у корпорации всегда будет доход, потому что здоровые люди денег не приносят.
Для Родерика ходячей рекламой “Лигодона” стала его последняя жена Джун, бывшая героиновая наркоманка и нынешняя лигодоновая. Родерик и Джун познакомились в больнице, когда Джун была практически при смерти после аварии и её пришлось собирать по частям. Родерик позже назвал себя Виктором Франкенштейном, а свою молодую жену Монстром, который существует исключительно благодаря ему, и она не может отказаться от таблеток, так как это станет критично для его авторитета (пошатнувшегося в последнее время).
Чёрный кот – у Джулса, мужа Наполеона Ашера, был любимый кот Плутон.
Чёрный ворон – он парил тут практически над каждым эпизодом и появлялся в виде граффити на стене бара, в котором брат и сестра Ашеры продали свои души Верне. Verna, кстати, анаграмма слова raven – ворон.
Улица Морг – Roderick Usher Experimental (R.U.E), лаборатория, в которой работала Викторин Лафуркад, тестируя разработку – сердечную сетку – способную продлить жизнь тем, кто страдает от болезней сердца. Лабораторию в шутку называли R.U.E. Morgue из-за смертей, но со временем поняли, что шутки уже неуместны.
Сердце-обличитель – проект “сердечная сетка”, который, на самом деле, является интеллектуальной собственностью партнёрши Викторин Алессандры Руис, но именно благодаря вливанию в размере 200 миллионов долларов от компании Ашеров, он получил продвижение. Как выяснилось, к гибели. Дизайн “сердечной сетки” напоминает глаз, что тесно увязывает устройство с рассказом “Сердце-обличитель”.
Nevermore – это слово получал Родерик в сообщении от внучки Линор (её цифрового двойника) в вечер признаний Огюсту Дюпену.
Имена, взятые из творчества поэта и писателя
Медилайн и Родерик – главные герои истории. Именно они двое и безымянный рассказчик составляют каст оригинального рассказа “Падение дома Ашеров”.
В сериале Медилайн – холодная, прагматичная, независимая женщина, которая всю жизнь руководила своим братом Родериком. Она была его мозгом и поводырём. У неё не было своих детей по её собственному решению, зато её брат был в этом плане неудержим.
Родерик – полная противоположность своей сестры, если бы не её чёткие указания, он бы вырос в обычного клерка, вечно работающего в почтовом отделении компании своего биологического отца.
У Родерика была семья – жена Аннабель Ли и двое детей, Фредерик и Тамерлан, единственные законные. Четверо прочих появились у него вследствие его разгульной жизни после ухода Аннабель, которая не смогла жить с пустышкой, с тем, кто её разочаровал.
Аннабель Ли – это первая и единственная жена Родерика в сериале. Он несколько раз цитирует строки из стихотворения Annabel Lee. В творчестве поэта так называется его последнее стихотворение, написанное в 1849 году и посвящённое Вирджинии Элизе Клемм По, двоюродной сестре Эдгара Аллана По, на которой он женился. Фамилию Клемм использовала Верна, когда явилась за Викторин Лафуркад под прикрытием пациентки Памелы Клемм, которой срочно требуется оперативное вмешательство из-за тяжёлого состояния сердца.
Тамерлан – законнорожденная дочь Родерика Ашера и Аннабель Ли в сериале. В творчестве По это поэма, рассказывающая вымышленную историю о реальном монгольском завоевателе Тамерлане. Поэма входит в сборник Tamerlane and Other Poems.
Огюст Дюпен – детектив и аристократ, главный герой цикла из трёх рассказов “Убийство на улице Морг”, “Тайна Мари Роже”, “Похищенное письмо”.
Артур Гордон Пим – в сериале семейный адвокат Ашеров и тот, кто решает все их текущие проблемы. В творчестве поэта Пим – главный герой единственного романа По “Повесть об Артуре Гордоне Пиме из Нантакета” (The Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket). Пим в романе путешествует на корабле и испытывает все трудности, связанные с этим. В сериале эту характеристику сохранили, потому что Пим – умудрённый жизнью человек, повидавший всякое, что восхищает Родерика. Пим, согласно рассказу Родерика, в 25 лет отправился в кругосветное путешествие из Великобритании на Южный Полюс, то есть он был готов на всё в отличии от него самого, что и приводило его в восторг.
Линор – в сериале так зовут внучку Родерика, а в творчестве поэта так называется поэма о смерти очень юной девушки и каково это, когда из жизни уходит такое юное существо. Родерик Ашер считает её самым лучшим человеком в своей семье с чистым сердцем как у Аннабель Ли и с искрой пламени как у него самого.
Морелла – в сериале она является женой Фредерика, старшего законнорожденного сына Родерика Ашера, а также матерью Линор. В творчестве По это рассказ в жанре готического хоррора, в котором очень умная просвещённая женщина вдруг начинает терять свою красоту, а муж, ужасаясь этому, желает от неё поскорее избавиться. В сериале Фредерик действительно крайне жесток по отношению к Морелле, но там причина на то у него другая, но увязали смысл рассказа и сериала через чистоту Линор.
Просперо – герой рассказа “Маска красной смерти”. В сериале же Просперо, или Перри, является самым младшим сыном-бастардом Родерика Ашера. Он появился в семье, когда ему было 16 лет. На момент истории ему 25, и он ничего не хочет, кроме денег, секса и “обычного порошка”.