Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Шопофобия: базовые страхи и установки

Продолжаем разговор о тех, кто так хочет себя чем-нибудь порадовать, но так же сильно не разрешает это себе в силу ограничивающих установок или предубеждений, и страхов, которые дополняют общую картину.

Самый распространенный страх - это страх нищеты и бедности. Те, кто в детстве столкнулись с ограничениями, видели как тяжело работали родители, как долго копили на ту или иную вещь, отказывая себе во многом, вырастая, копируют подобную модель поведения.

Она выражается в экономии буквально на всём, хотя, опять же, такие люди могут с радостью "отдавать" многое на детей, и ничего на себя. Видя и ощущая себя как центральный источник возможной потери денег, отказы направляются именно в свою сторону.

Человек может вкладывать только в что-то, условно, "вечное" и для всей семьи и потомков, например, дом, квартиру, образование детей, но купить себе новый, предмет гардероба - нет.

Совершенно нормально, если человек в этом ощущает гармонию, радость и счастлив.

Другая ситуация, на примере запроса в терапии, когда Клиентка не могла себе позволить вещь, имея финансовую возможность, но каждый раз встречая её в обществе у других женщин испытывала целый букет эмоций, которые не доставляли ей радость. Там была и злоба, и зависть и скрытая агрессия. Конечно, женщина не признавалась себе в этом, у нее просто портилось настроение и хотелось уехать домой.

Характерно для шопофоба прикрывать свои ощущения определенными УБЕЖДЕНИЯМИ, которые очень глубоко укоренились в сознании, он верит в них с такой силой, что купить себе что-то значит предать свои установки, которые на самом деле могут быть когнитивными ловушками.

Вот некоторые из них, которые мы обнаружили в процессе частной терапии, однако они носят массовый характер и встречаются у большинства шопофобов:

"Наряжаются только те, кому больше привлечь нечем"

Классика жанра, разделение внешнего вида и ума. В целом выбор "или / или" уже говорит о некотором дефицитном мышлении, не допускающем вариант "и". При этом варианте внешне привлекательная женщина может быть еще и прекрасно образована, умна и реализована. В современном обществе стереотип "или / или" успешно развеивается, но еще должно пройти немало времени, чтобы он укоренился и вытеснил предыдущий.

"Вещи - это пустое"

Хорошее прикрытие для тех, кто боится проявляться и становиться заметным, выбирая достойный гардероб под себя. Легче прятаться в толпе и ходить годами в старых вещах. На самом деле внешний вид - всегда играл роль и был важен. Понравиться окружающим - это природный инстинкт, чтобы тебя заметили, приняли. Для женщин ресурс красоты очень важен в рамках поддержания самооценки, уверенности и ощущений высокого качества жизни.

Оговорюсь, что исключения есть всегда, на то они и исключения. И опять же, те, кто живет со старыми вещами в гармонии не наблюдают ухудшений настроений и в целом нарастающего недовольства от жизни, которое идет будто "неоткуда".

"Материальное - это пустое, лучше думать о духовном"

Крайний подход и деление на черное / белое, либо материальное либо духовное тоже характеризует людей склонных к тревожным состояниям. Как и в первом примере, они не видят поле вариантов "и", когда и то, и то, и еще вон то!

Это такое же самоограничение, как и собственно ограничение в покупках и новых приобретениях.

"Новая одежда не предмет первой необходимости - значит можно обойтись"

Такая установка имеет место только в ситуации ограниченных ресурсов. Конечно, тогда человек, в первую очередь, закрывает базовые потребности: еда, кров, сон, и прикрыться чем-то, чтобы можно было выйти в общество.

Ограничивать себя, говоря о том, что "для меня не необходимо" обновлять гардероб, посещать те страны которые хочется, а не те где "горят путевки", посещать те кафе, где пирожные радуют не только вкус, но и глаз - это фобия и соответствующие ограничения себя.

Первое время такое поведение приносит человеку гордость, потому что он следует своим установках, и он как бы молодец.

Со временем отказ себе в том, что истинно хочется приводит к скрытой ненависти и недовольству всей жизнью. Те самые "вечные" покупки не приносят радость и более того, их смысл испаряется.

Человек перестаёт хотеть, научаясь тому, что хотеть нет смысла всё равно ничего не будет.

Уходят смыслы и интерес.

Что же делать?

Любите себя не только на словах.

Слушайте свои желания, позволяйте себе желанное. Оно может быть любым: и книгой, и уединением, и прогулкой в парке, и вкусным блюдом и новым платьем, и поездкой в страну - мечты. Иногда стоит потратить многое на то, что запомнится навсегда.

Пока есть искра мечтаний, желаний, "хотений" - есть сама жизнь!

Больше про шопоголизм и шопофобизм в моей подборке статей Шопоголизм vs Шопофобизм

Желаю Вам позволения того, что истинно хочется!

И пусть в поле вашего выбора будет пространство вариантов "и".

-2

Если у Вас есть неудовлетворенность сегодняшней жизнью, есть желание разобраться в себе и начать изменения к лучшему, Вы чувствуете потребность в помощи и поддержке, приглашаю на индивидуальную консультацию, обращайтесь Контакты Мария Ступакова

Автор: Мария Ступакова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru