Да! Много нулей, но скажу сразу, что это по минимуму. Итак, позвольте познакомиться-- я проводник вот этого самого поезда, теперь уже бывший, на пенсии! Засел недавно за подсчёты-- 10 миллионов километров-- это сколько?
Оказалось-- это 12 раз до Луны!
Это 250 раз вокруг земли по экватору! Однако до Марса еще не добрался.
Я не о статистике. Я о нашей с Вами стране--СССР, или России, о людях, с которыми мне пришлось беседовать долгими днями и ночами. О работе, которую можно было назвать " романтикой дорог", если бы она не была такой тяжёлой!
Какая же у нас большая и красивая страна! Семь суток изменяющиеся картины за окном вагона-- Урал древний и сказочно-красивый, степи между Омском и Новосибирском , и две великие реки Иртыш и Обь! Далее Красноярск с Енисеем, Иркутск с Ангарой и, наконец, Байкал!
Чистейшая вода, за которой мы бегали в Слюдянке и 4 часа вот таких красот в нескольких метрах от дороги! А дальше Улан-Удэ, Чита, Хабаровск с длиннющим мостом через Амур и, наконец, сам Владивосток, расположенный в живописной бухте Золотой Рог!
Этот вокзал помнит и царей и оккупантов и белогвардейцев. Ещё я поражался огромному количеству красивых женщин! Нигде их столько нет!
О географии, маршруте и красотах я вкратце пересказал, а теперь-- о людях:
Если вы думаете, что от точки А до точки Б едут все пассажиры, то заблуждаетесь! Большинство их едут от 6 до 24 часов, или двое--трое суток, особенно в плацкарте. Но есть и отчаянные путешественники, которым нравится атмосфера дороги, знакомства с соседями и они, презирая самолёты (или боясь), садятся в поезд и образуют коллектив, напоминающий "ночную лигу". Разница во времени 7 часов заставляет их дрыхнуть днём и бодрствовать ночью. Вот такие люди составляет костяк вагона, в который входим и мы-- проводники!
Как это получается? Идёт посадка в Москве. После отправления я иду в вагон собирать билеты. Все сидят за столом, заставленным уже до краёв различной снедью, собранной в дорогу. Я вижу разделанную уже куру гриль, скорлупу от яиц, нарезанную колбасу, помидорки, огурчики, хлеб. Но возглавляет этот натюрморт бутылка водки или коньяка! Набор, повторяющийся в каждом купе. Жирными руками шарят билеты по карманам, сумкам и приглашают к трапезе. Вежливо отказываюсь, некогда, мол.
Мой первый наставник в 1972 году рассказывал, что в 50--60 е годы проводники, собирая билеты могли собрать их только с половины вагона-- дальше шёл напарник! Оба в конце концов были сыты и пьяны!
-- Через пару часов после отправления все со всеми перезнакомятся. Через сутки знают всё о всех. Через двое суток я уже знаю всё о жизни этих людей
Почему -то дальний поезд становится местом обоюдной исповеди! Горе, радость, вся судьба выплёскивается на попутчиков и проводника.
А когда кто-то из них доезжает до своей станции-- все соседи провожают его, обнимают, как родного! И это коммуналка напоминает мне те коммуналки, в которых я жил с рождения и до 80 х годов, когда я переехал в свою квартиру.
Это я с женой! Мы тут познакомились, женились и работали вместе почти 15 лет.Сидим с немцами-- на фрау Меркель похожа, кто она там в 80 е годы была? Может и она! Кого мы только не возили-- и артистов, и депутатов. Если интересно-- читайте мою серию "Поездатых рассказов"
-- Теперь я расскажу Вам о самОй работе проводника ооочень дааальнего следования, коим являлся поезд Москва--Владивосток. Точнее попытаюсь по часам описать саму работу, особенно зимой:
--Утро! Вагон просыпается. Длинные очереди в туалеты. Закипает вода в кипятильнике, который зачастую приходится топить углём.
Чай! Что еще притягивает русского по утрам, разве ещё кофе! Это сейчас все берут в дорогу пакетики и сами заваривают в кружки, а раньше первым вопросом от пассажиров было-:" А когда будет чай?"
Вряд ли кто сейчас вспомнит пачки грузинского чая без названия, а под номером 36 и 300. Первый был покрепче! Так вот -- чай раньше пили ВСЕ ! И не по одному стакану! Беда в том, что стаканов в вагоне всего 30, да ещё в процессе часть из них лопалось или разбивалось и в конце рейса оставалось около 20 ти! А народу-то 54 ! Чаепитие посему длилось долго, но, слава Богу, часть пассажиров, не привыкнув к разнице во времени, сладко спала!
Да! В кино проводники носят чай на подносе. В пути это невозможно. Вагон швыряет из стороны в сторону на скорости 100--120 км в час и всё с подноса попадает на пол. Я просто беру 4--5 подстаканников на указательный и средний палец, заливаю заварку кипятком и балансируя и держась другой рукой за стены и поручни элегантно несу их желающим. Итак 30 стаканов еле хватает на пол вагона
Но! Это зима!!! Сибирская!!! В среднем температура зимой 40--50 градусов. Рекорд пережил в 1974 году в Чернышевске--62 градуса! И люди работают!!! Плевок не долетает до земли-- замерзает на лету. Подушки в вагоне примерзают к стенкам и окнам.
А я ещё за время чаепития должен следить за топкой, чтобы температуру в вагоне поддерживать. А уголь дают мало и плохой, но кому это интересно?
Отнёс чай, помыл стаканы, побежал к топке, подкинул угля, почистил поддувало, вымыл руки, понёс чай другим, а мне уже говорят, что замёрз умывальник!
Бросаю чай, хватаю грелку(кружку Эсмарха), наполняю кипятком и бегу в туалет, который занят, выгоняю оттуда возмущённого пассажира и опускаю шланг грелки в замёрзшую сливную трубу умывальника! Уффф! Отогрел! Хватаю тряпку и вытираю пол, который тоже начал замерзать!
--Бегу в служебку и продолжаю "чайную церемонию"! А туалета-то два-- и оба замерзают, потому-что подкапывают! И так по кругу! А тут уже и станция! Морозяка! Посадка и высадка, отправление, выдача белья и опять ЧАЙ!!! Потом уборка!
Как Вам романтика дорог? Красоты природы?
Вот такие физиономии получаются на 50 ти градусном морозе! Но долгая--долгая зима когда-то проходит и наступает долгожданное лето. Прав был известный бард--" Лето-это маленькая жизнь" Причём, основное слово здесь--"маленькая"!
Точнее всего 3 месяца, но это время, когда успеваешь поглазеть в окна, пописАть стихи, покадриться с молоденькими пассажирками, которые тоже не прочь"оттянуться" без присмотра мам или мужей!
Жара в вагоне, лёгкие одежды, и ферромоны, гуляющие по вагону, заставляют обычно недоступных красавиц находить себе пары и уединяться по тамбурам или даже по туалетам! И даже уже немолодые ухаживают за соседками в некоей надежде!
Карьерный рост! Все стремятся идти по карьерной лестнице вверх. Так и у нас, на ЖД. Проводник плацкартного вагона перешагивает одну ступеньку и становится проводником купейного вагона . Ха-ха!
Это хуже или лучше? Лучше-- потому что работы поменьше, вагоны получше , с мощным генератором, которым можно поддерживать температуру в переходный период, да и пассажиров на треть меньше
Хуже-- потому что сами люди другие, закрытые в своих купе, как в отдельных квартирах, более грубые, заносчивые, требовательные! А всего то заплатили на 14 рублей больше.
Кстати, цена билетов из Москвы во Владивосток больше 20 ти лет оставалась постоянной, как и цены на всё в СССР! Плацкарт--62 р 50 к Купе--76 руб., СВ--101 руб. Расскажу о двух интересных случаях и Вы поймёте, какие разные люди бывают на свете:
15 июля 1975 года должен был состояться совместный советско--американский полёт и стыковка в космосе кораблей Союз и Аполлон, а 1 го июля космонавт Алексей Леонов со своей 14 ти летней дочкой Викой сели в Москве в мой вагон до Свердловска. Сели, как все, в купейный вагон. И тут началось...Прибежали, узнав об этом, начальник поезда, ревизоры и давай уговаривать Леонова перейти в более комфортный СВ. Тот же спокойно отказался, мол, мы тут уже познакомились с попутчиками. В общем, простой, весёлый человек, не гнушающийся общением с людьми! Я тоже беседовал с ним, расспрашивал о космосе, о его предыдущем полёте!
И вот второй случай! 1993 год. Иркутск.мой вагон СВ ( кто не знает-- это вагон только с нижними полками, мягкими, по 2 в купе всего для 18 ти человек)
Итак подъезжает прямо к вагону лимузин, из него вальяжно выплывает Егор Гайдар в сопровождении, видимо,местной элиты и садится ко мне в вагон в сопровождении 4 х то ли помощников, то ли охранников и они едут у меня до Читы. Там их также на лимузине на платформе встречают.
Я, конечно, как положено, встречаю, размещаю, стелю постели. Но вот в чём разница с первым случаем-- за все 18 часов пути никакого общения с пассажирами и даже со мной не случилось! Ну да! Он лидер какой-то там партии-- и что?! Ни тебе " здрасьте" ни " до свидания"! А в конце ещё отказались платить за постельное бельё!. Вот вам ЛЮДИ и вроде бы тоже" люди"!
Ну и в конце моего длинного повествования ещё об одной особенности работы в поезде-- это люди, доверяющие тебе, и рассказывающие о своих печалях и радостях, детях и работе -- всё это вдохновляет и делает терпимее к разным ситуациям в жизни.
Спасибо встретившимся мне в дороге людям за их доверие, за доброту и понимание! Всё это дало мне возможность, несмотря на тяжёлый труд, любить свою работу, свою огромную страну и людей, живущих в ней!
Если Вам понравилось моё немудрёное повествование, ставьте лайки и подписывайтесь.
Хотел бы ещё рассказать о Пекине, Пхеньяне, где я был с 1990--2003 год, работая уже проводником -- международником!
******************📜******************
Опять мой поезд опоздал
Уже метель перрон лизала
Спал ожиданья тихий зал
У ждать уставшего вокзала!
******
Уже зажмурил до утра
Глаза вокзала город спавший
Пришёл мой поезд из "вчера"
Так опоздавший!
******
И сыпал снег со всех сторон
Метель мела свою столицу
И поезд вымел на перрон
В чужую ночь чужие лица!
*****
Потом исчезли и они
По площади пакет метался
Погасли поезда огни
А я остался!.....