Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Чудесное преображение старинной усадьбы в образец советского конструктивизма. Большая Ордынка, 17.

На Большой Ордынке под номером 17- большой комплекс серых пятиэтажных зданий.

Окруживших внутренний двор.

-2

Любитель старомосковских построек равнодушно пройдет мимо.

Ценитель конструктивизма остановится. Мол, неплохой образчик. 30-х годов.

И тот, и другой будут неправы. По крайней мере частично.

На самом деле- это старинная городская усадьба. В основе которой палаты середины XVIII века.

В середине XIX века усадьбу немного перестроили. Новые владельцы. Купцы Каманины. И в таком виде она простояла до 1930-х годов.

И тут началось чудесное преображение. Старинной усадьбы в образец советского конструктивизма.

Даже воспоминания о старом доме стёрла могучая поступь социализма. Как говорил Виктор Степанович Черномырдин «Этот призрак… бродил где то там в Европе, а у нас почему то остановился».

Вот как выглядел главный усадебный дом. Перед тем как раствориться в серой махине.

-3

Узнал бы Ф.М. Достоевский сейчас место своего проживания? Вряд ли.
Тетка Федора Михайловича была женой хозяина усадьбы. Александр Алексеевича Куманина. Супруги Куманины были крестными писателя.
А когда мать Федора Михайловича скоропостижно скончалась, а через два года отец был убит добрыми крестьянами, Куманины взяли на воспитание детей усопших.
Федор Михайлович в то время уже учился в Петербурге. Вместе со старшим братом Михаилом. И, естественно, навещал родственников.
Во дворе памятник. Но не Достоевскому. Ахматовой.

-4

В 2000 году поставили. Скульптор (В.А Суровцев) долго не заморачивался. Изваял по рисунку Модильяни.

А. Модильяни. А. Ахматова, 1911
А. Модильяни. А. Ахматова, 1911

Бывшего любовника Анны Андреевны.
С 1938 по 1966 год Ахматова по полгода проживала в Москве. Здесь. В квартире № 13 Виктора Хаимовича Зигбермана. Известного как писатель- юморист Виктор Ардов. У нее своя комнатка была. Маленькая. По сравнению с ее
ПМЖ на Фонтанке- шикарные условия.
К тому времени реконструкция была завершена. Надстроили флигели тремя этажами.

А главный усадебный дом заключили в бетонный короб.

Анну Андреевну уже практически членом семьи считали. И хозяин. И жена. И сыновья. Борис. Будущий актёр и режиссёр-мультипликатор. Михаил. Будущий протоиерей. И пасынок. Лёша Баталов. Будущий народный артист.

Хотя он меньше всех должен был быть доволен. Именно его комнату освободили для новой жилички.

«В ней было шесть метров, когда я ложился, то доставал ногами до противоположной стены, – а она выглядела в этом закутке, как королева».

А что же. От старой усадьбы совсем ничего не осталось?

Осталось. Якобы внутри замурованного дома лестницы старые сохранились. И еще кое-что.

И эти тумбы. Якобы, 1860-х годов.

-7


P.S.
О других прогулках и поездках смотри здесь