Найти тему
Никита Непряхин

Консерватизм или инновации: что выбрать?

Оглавление

Продолжаю делиться с вами интересными фрагментами передачи «Спроси Непряхина как» на Серебряном дожде. Сегодня хочу поднять тему внедрения изменений, которую мы обсуждали в эфире вместе с Павлом Безручко — управляющим партнером «ЭКОПСИ Консалтинг», известным консультантом в области организационного развития и управления персоналом, автором книг-бестселлеров, включая «Практики регулярного менеджмента».

Кадр из фильма "Адвокат дьявола"
Кадр из фильма "Адвокат дьявола"

Что означает термин «внедрение изменений»?

«В самом общем виде определение звучит так: это сознательный перевод организации либо группы людей из точки А в точку Б. Например, в организации учет ведется в Exel (это точка А), но все от этого устали и хотят внедрить какое-нибудь продвинутое программное обеспечение (точка Б), — рассказал Павел. — Почти в любом изменении есть твердая и мягкая часть. Купить или настроить программное обеспечение это твердая часть. А мягкая часть состоит в том, чтобы твердая была правильно понята, принята и использована сотрудниками. Это и есть цель внедрения изменений».

Уверен, что вы сами знаете много случаев, когда программное обеспечение настраивается, но им никто не пользуется. Признаюсь, что у нас в Business Speech уже давно подключена CRM-система, но команде до сих пор трудно перейти на нее. По мнению Павла (и я согласен с ним), причина в том, что люди не любят меняться. «Если кто-то утверждает обратное, то он лжет! Наш мозг спроектирован в расчете на гомеостаз, поэтому любое изменение и внедрение его в работу это трудный процесс».

Поделюсь с вами любопытным фактом. За 10 лет работы на радио я проинтервьюировал сотни человек. И каждому из них в рамках блиц-опроса я задавал один и тот же вопрос: консерватизм или стремление к изменениям? Удивительно, но ни один человек ни разу не предпочел вариант «консерватизм». Наоборот, все с уверенностью выбирали инновации. Почему так происходит? Павел считает, что все просто хотят выглядеть прогрессивно и модно. «Никому не нравится образ ретрограда, человека, цепляющегося за изжившие себя традиции. Это имиджевое давление. Но правда в том, что современные исследования нейробиологии однозначно утверждают, что нам очень трудно мыслить нестандартно, нешаблонно, включать медленное мышление. Нам тяжело и лениво осваивать что-то новое, ведь для этого нужно приложить много усилий и потратить массу энергии».

Какие изменения происходят в компаниях?

Компания «ЭКОПСИ Консалтинг» проводит масштабные исследования в области менеджмента, и я попросил Павла поделиться результатами свежего опроса, в котором приняли участие более 1000 представителей российского бизнеса, отвечающих за внедрение изменений в компании.

На 1 место вышли изменения, связанные с внедрением программного обеспечения, цифровизации и автоматизации процессов.

На 2 месте — стандартизация бизнес-процессов.

На 3 месте — изменение организационной структуры. Это централизация и стягивание функций в корпоративный центр. Или наоборот, децентрализация и наделение полномочиями региональных филиалов предприятия. Либо модное нынче уплощение структуры организации.

  • Кем инициируются изменения в компании — сотрудниками или руководством?
  • Почему иногда внедряются не те изменения, которые планировались изначально?
  • Какое изменение внедрить проще: незначительное или масштабное?
  • Почему компании неохотно делятся неудачными примерами внедрения изменений?
  • Каков самый главный критерий успешного внедрения изменений?

Полную версию интервью можно послушать на сайте Серебряного дождя.