Альфия из поселка Чкалова Оренбургской области — выпускница Национального социально-педагогического колледжа (НСПК). Ей 46 лет, но в карьеру педагога дополнительного образования она пришла совсем недавно.
Альфия — абсолютно творческий человек. Она перепробовала самые разные виды прикладного искусства, от шитья кукол до создания гипсовых барельефов. В работе ей было важно реализовать свой творческий потенциал, и на поиск подходящей профессии ушло несколько лет.
Мы провели интервью с Альфией и узнали, почему она выбрала профессию педагога дополнительного образования, какие впечатления получила от обучения в НСПК и что планирует делать в будущем.
Долгий путь в педагогику
В пятом классе Альфия и ее сестра-близняшка начали ходить в художественную школу. Девочкам очень нравилось заниматься, но из-за больших нагрузок появились проблемы с учебой.
С отличниц мы съехали до троечниц, так как нам очень много задавали на дом и мы просто физически не успевали учиться. В итоге через год родители забрали наши документы из художественной школы, и мы перестали ее посещать. Преподаватели несколько раз просили родителей вернуть нас, но мы сами не захотели — понимали, что школа важнее.
От мечты о художественном образовании сестры не отказались — решили после 9 класса поступить в художественное училище. Однако родители не поддержали инициативу девочек, поскольку в те годы у художников практически не было работы и стабильного дохода.
Сестры поступили в педагогический колледж и начали осваивать профессию учителя начальных классов. Но после второго курса, когда началась практика, девушки поняли, что профессия педагога им совсем не нравится.
Дети прыгали вокруг нас, кричали, «вешались» нам на шею, а мы ничего не могли сделать. У нас не получалось стать авторитетом для учеников — школьники воспринимали нас как друзей.
Преподаватель по практике говорила студентам, что с детьми нужно вести себя строже, держать дистанцию, при необходимости наказывать. Но у Альфии и ее сестры слишком мягкий характер, и такая работа казалась им неприемлемой. Девушки забрали документы из колледжа, решив, что никогда не смогут стать учителями.
На интервью молодой педагог Альфия призналась, что немного жалеет о том решении.
Сейчас понимаю, что можно было не уходить из колледжа, а перевестись на другую специальность, например «Педагогику дошкольного образования». Или получить образование просто для себя, чтобы знать, как учить и воспитывать своих детей, когда они появятся. Но тогда мы просто ушли из училища.
После этого девушки пробовали себя в разных профессиях: прошли обучение на бухгалтеров, поработали продавцами, успели побыть парикмахером и мастером маникюра.
У меня было четкое ощущение, что я проживаю не свою жизнь. С этой мыслью я засыпала и просыпалась. Понимала, что занимаюсь не своим делом, а как менять жизнь — не знала.
Работу мастером маникюра девушка совмещала с творчеством. Постоянно осваивала разные виды прикладного искусства: резьбу по дереву, барельеф, изготовление кукол и игрушек.
В один прекрасный день, осваивая очередное новое для себя мастерство, я вдруг осознала, что могу получить образование педагога дополнительного образования и учить детей творчеству.
На тот момент у Альфии была семья: муж и два сына. Сначала близкие не поняли, зачем ей учиться, но потом поддержали.
Убедив родных в правильности своего решения, Альфия столкнулась с еще одной трудностью: из документов об образовании у нее был только аттестат за 9 класс. ЕГЭ она не сдавала, педагогический колледж не окончила. Значит, нужно было искать образовательное учреждение, в которое принимают по школьному аттестату без ЕГЭ. Тогда Альфия и узнала про НСПК.
«Выбрала лучший колледж 2020 года»
Изначально Альфия хотела поступить в оренбургский педагогический колледж. Но на тот момент в нем не было специальности «Педагогика дополнительного образования». А когда она появилась несколькими годами позднее, на базе 9 класса обучали только очно.
Подходящее направление Альфия нашла только в НСПК.
Про колледж я узнала в интернете. Сразу обратила внимание на награду «Лучшее образовательное учреждение России 2020». И было очень много положительных отзывов от студентов.
Семья поддержала решение Альфии поступить в НСПК. С 2020 года она начала учиться в НСПК. На тот момент Альфия еще не работала. Времени на обучение было больше, поэтому она занималась в ускоренном темпе. Позже студентка устроилась в детский сад, чтобы получить опыт общения с детьми.
Когда начала работать, сильно забегать вперед не получалась. Поэтому я училась в том же темпе, что и остальные студенты.
Студентке сделали перезачет дисциплин, которые она освоила за два года обучения в педагогическом колледже. Для этого она получила справку со списком изученных дисциплин и направила ее в НСПК.
Альфия отметила удобство личного кабинета в системе дистанционного обучения.
Я не очень дружу с компьютером, но здесь все было предельно ясно. Единственное, с чем мне понадобилась помощь, — это отправка курсовых работ. Первые две работы мне помог выслать сын. А потом я вникла и уже не обращалась за помощью.
Дистанционный формат обучения ей тоже понравился.
Четкого расписания занятий у Альфии не было. Пока она не работала, занималась в свободное время по настроению. Когда устроилась в детский сад, стала подстраиваться под свой график: если у нее утренняя смена, для занятий она выделяла вечер, и наоборот.
Студентка высоко оценила возможность пройти бесплатную профессиональную переподготовку. Она выбрала направление «Ландшафтный дизайн».
Я не планировала становиться ландшафтным дизайнером. Просто люблю растения — и домашние, и садовые. Использую знания, полученные в колледже, при оформлении придомовой территории.
Практику Альфия проходила в разных местах: сначала в детском саду, в котором работала, а на последнем курсе — в центре дополнительного образования.
Когда оформлялась, сразу сказала, что мне важно именно поработать по специальности, а не просто получить подпись на справке о прохождении практики. В итоге я попробовала себя в нескольких филиалах центра допобразования.
На каждое занятие студентка ездила из поселка в Оренбург. Альфия даже работала с детьми, имеющими особые возможности здоровья.
Их очень сложно обучать, но мне понравилось. Считаю, что педагогам, которые работают с особенными детьми, нужно ставить памятники!
У Альфии осталось много впечатлений от защиты выпускной квалификационной работы (ВКР). Она писала ее под руководством преподавателя Надежды Анатольевны Проняевой. Тема — «Организация развивающей предметно-пространственной среды для обучения в области социально-психологической деятельности в учреждениях дополнительного образования».
Надежда Анатольевна поддерживала нас от начала и до самой защиты. Можно было в любое время написать ей, и она сразу отвечала, хоть по электронной почте, хоть в мессенджерах. Мне это очень помогло.
Свою работу Альфия писала на основе опыта, который получила в детском саду. Когда девушка впервые пришла в группу, то увидела, что развивающей предметно-пространственной среды там вообще не было.
Альфия самостоятельно создала развивающую среду в своей группе — оформила все уголки, стенды. Когда увольнялась из детского сада, оставила это детям. Для ВКР студентка снова разработала развивающую предметно-пространственную среду — решила, что будет использовать ее в последующей работе.
На защите диплома Альфия очень волновалась.
Не думала, что буду так переживать! Во время учебы мы с одногруппниками практически не общались, а перед ВКР настолько сплотились и подружились, что даже удивительно. Поддерживали друг друга, делились полезными материалами. Когда у кого-то что-то не получалось, мы все помогали.
Перед защитой диплома с группой, в которой училась Альфия, работал психолог.
У нас было два занятия. Психолог все разложил по полочкам, успокоил, объяснил. Нам всем стало легче после разговора с ним.
После вручения дипломов жизнь Альфии поменялась в лучшую сторону. Родные поддерживают ее в стремлении стать профессионалом своего дела, а сама она строит планы по дальнейшей работе.
Работа с детьми
Завершив обучение, Альфия ушла из детского сада и начала частную практику — она работает педагогом дополнительного образования. Проводит творческие занятия для детей 4-5 лет: учит малышей рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации, оригами, конструировать из бумаги. Иногда подопечные Альфии работают в прописях — готовятся к школе.
Занятия проходят через день, с 18:00 до 19:30. Альфия специально выбрала это время, чтобы ребята не пропускали занятия в детском саду.
Сейчас у нее 10 учеников. Многие из них — бывшие воспитанники Альфии, которые ходили в ее группу в детском саду.
Многие родители хотят, чтобы я снова поработала с их детьми. Оказывается, когда я ушла из детского сада, малыши очень скучали, даже отказывались приходить в группу, если там нет меня. Поэтому ко мне как к педагогу допобразования вели учеников не столько ради их развития, сколько для того, чтобы они снова пообщались со мной. Но постепенно ребята увлеклись творчеством и теперь приходят на занятия с интересом.
Альфия уверена: важно самой «болеть» своим делом, чтобы заинтересовать им других:
Когда занятие нравится тебе самому, легче увлечь им детей.
Девушке нравится работать педагогом дополнительного образования. Она наконец смогла реализовать свой творческий потенциал и поделиться им с другими.
Главная задача педагога допобразования, по мнению Альфии, — это социализация детей.
Я наблюдаю, как ученики взаимодействуют друг с другом, и вижу, что их общение сильно отличается от общения в детском саду. На творческих занятиях дети помогают друг другу, делятся материалами, подсказывают, когда что-то не получается, в перерывах играют. Совместное творчество объединяет их.
Альфия считает, что уроки дополнительного образования дисциплинируют ребят, учат действовать по образцу, следовать четкой инструкции.
Когда ребята только пришли ко мне, я видела, что даже простые действия иногда даются им с трудом. А сейчас они уже более уверенные, потому что освоили базовые навыки, следуя инструкциям.
Девушка отмечает, что знания, полученные в НСПК, помогают ей во всем.
В планах открыть центр детского развития
Альфия планирует открыть собственный центр детского развития. В ее поселке нет таких организаций, и родители вынуждены возить детей на занятия в город.
Думаю, когда я открою свой центр, родители будут с удовольствием водить ко мне деток.
Муж Альфии уже залил фундамент под будущий образовательный центр. Весной начнется строительство. Участок, на котором расположится здание, находится рядом с домом Альфии: так она сможет не тратить время на дорогу до работы.
На интервью мы попросили нашу собеседницу дать совет будущим преподавателям в отношении того, как выбрать подходящую специальность. Она ответила, что самое лучшее — слушать свое сердце.
Я, например, никогда не думала, что буду работать с дошкольниками. Наоборот, считала, что если и смогу кого-то учить, то только детей постарше, которые уже что-то понимают и умеют. А вышло так, что мои ученики — малыши 4-5 лет. И мне очень нравится работать с ними!
Первокурсникам НСПК Альфия желает ничего не бояться, стремиться и усваивать знания.
Ни о чем не переживайте и двигайтесь к своей цели. А к детям надо всегда идти с открытым сердцем — они это чувствуют!
Благодарим Альфию за увлекательную беседу и приятные отзывы о нашем колледже. Желаем успехов в работе и дальнейшей творческой реализации!