Барбара Крюгер — автор дерзких плакатов на злобу дня.
Модная американские художница остроумно высмеивает общество потребления и высказывается про права женщин, капитализм и другие актуальные вопросы современности. Творчество Барбары во многом базируется на заимствовании языка пропаганды и СМИ, поэтому её плакаты предназначены для экспонирования на улицах, подобно афише. Рецепт её работ — сочетание крупного шрифта Futura, белого, красного и черного цветов, коллажей из крупномасштабных фотографий и броских фраз: «Я покупаю, следовательно существую», «Вы — пленённый зритель», «Ваше тело — поле боя», «Деньги могут купить любовь».
При этом Барбара не считает себя радикальной политической художницей. Наоборот — она стремится создавать работы, которые не дают ответа, а только выражают сомнение. Максимально доступный посыл делает её произведения понятными каждому, а потому менее элитарными:
Меня интересует сомнение, вопросы, а не ответы, ведь искусство это комментарий
Сделав себе имя на критике капитализма, сложно не попасть в его же сети. Барбара Крюгер не стала исключением. По иронии судьбы дизайнеры, занимавшиеся разработкой фирменного стиля для бренда Supreme «вдохновились» искусством Барбары, да так, что чуть ли не повторили полностью ее работы. Продвигая ровно обратные ценности («идеальные» тела, потребление), бренд перевернул идеи Барбары с ног на голову.
Ответ не заставил себя долго ждать. В 2017 году на Биеннале современного искусства Барбара открыла инсталляцию в виде магазина Supreme, где были изображены слоганы: «Кто кого копирует?», «Кто кому принадлежит?», «Не будь придурком» на сувенирной продукции, которую обычно использует этот бренд. Ничего не подозревающие люди платили по 5 долларов за вход и попадали в потребительскую ловушку.
«Я покупаю, следовательно существую», 1987
За основу этой работы Барбара берет знаменитую цитату философа Рене Декарта «Я мыслю, следовательно существую» и иронически трансформирует в высказывание об актуальной на тот момент теме консьюмеризма. Забавно, что в 1990 году сеть супермаркетом Selfridges с согласования художницы использовала эту фразу на распродаже. Сумки раскупили за считанные часы. Шалость удалась.
«Вы инвестируете в божественность шедевра», 1982
В этой работе невооруженным глазом узнается произведение итальянского скульптора и художника Микеланджело — «Сотворение Адама». Классическое произведение в сочетании с контрастной типографикой и довольно язвительной фразой то ли критикует художественный мир, то ли его потребителей.
«Ваше тело — поле боя», 1989
Крюгер много высказывается о положении женщин, и особенно ярко и доходчиво — в этой работе, сделанной в поддержку репродуктивных прав женщин. Изображенная на постере конвенционально красивая женщина разделена на две части: так Барбара демонстрирует двойственность восприятия обществом женского тела. С одной стороны, им восхищаются и объективируют, с другой — пытаются контролировать.
«Вера + сомнение = здравомыслие», 2012
Эта инсталляция Барбары Крюгер, покрывающая стены и пол помещения, находилась в вестибюле музея Хиршхорна в Вашингтоне. Зрителей встречали кричащие и провокационные вопросы: «Кто превыше закона? Кто волен выбирать? Кто говорит? Кто безмолвствует?». Крюгер отмечает, что Вашингтон — это символ власти, которую она критикует в своем произведении, подчеркивая ее тоталитарный и доминирующий характер.
Обложка для журнала W magazine (2010)
Обложка ноябрьского выпуска с полуобнаженной Ким Кардашьян, которую прикрывают только красные блоки с текстом «Все это обо мне. То есть о вас. То есть обо мне», вызвала довольно бурную реакцию публики. В этой обложке можно прочитать многое, но ясно одно — Барбара задает вопросы, на которые каждый находит ответы самостоятельно.