Найти в Дзене

Шестой французский чайный конкурс

Французские коллеги из агентства AVPA опубликовали результаты шестого чайного конкурса «Чаи мира». Я, с вашего позволения, коротко пробегусь по чаям-победителям. Ну то есть по чаям, которые жюрю конкурса отметило золотыми медалями.

Таких чаев в этом году 37 — 26 чистых и 11 ароматизированных и травяных. При этом 18 из 37 золотых медалистов — это тайваньские чаи. Пять золотых медалей у чаев из Франции, три у чаев из Китая, по две — у португальских и индонезийских чаев. По одной золотой медали взяли чаи из Японии, Лаоса, Перу, Вьетнама, ЮАР и Нидерландов. Ну и ещё одну золотую медаль взял чай совместного японско-германского проекта.

Такой мощный перекос в сторону Тайваня — особенно по сравнению с материковым Китаем — говорит не только о том, что тайваньцы гораздо сильнее запарились на участие в конкурсе. Эта большая тайваньская запарка является следствием того, что тайваньский чай намного лучше представлен на европейских рынках, чем чай материковый — в соотнесении с объемами производства, конечно.

Подобный дисбаланс не является уникальным европейским. Если посмотреть, например, на состав участников международного павильона американской выставки World Tea Expo, то окажется, что прямо сейчас там 11 японских участников, по три участника из Вьетнама, Южной Кореи и Тайваня — и только шесть участников китайских. 11 японских и 6 китайских! И это при том, что объемы производства и разнообразие японского и китайского чая даже сравнивать неприлично.

Причина такого дисбаланса, конечно, является комплексной. Но ключевым фактором этого комплекса является парадигмальная, скажем так, ориентация современной китайской чайной индустрии на внутренний рынок. На внешние рынки наши китайские коллеги обращают внимание по остаточному принципу — отсюда, кстати, проистекает и меньшая вписанность китайского чая в американскую и европейскую бизнес-инфраструктуру. В отличие от чая тайваньского и, тем более, японского, который в марте это года был декларативно и на уровне японского премьера объявлен экспортным продуктом.

Что же касается чаев, получивших золотые медали на французском конкурсе, то мне там самым любопытным показался чай из Перу с мощным названием Machu Picchu tea.