Найти тему

Успешное мышление: виды переговоров

У меня для вас грустная новость: мы живём в мире, в котором у окружающих есть свои цели. Отличные от наших. И если нам от них надо что-то получить, то приходиться вести переговоры. Как ни хотелось бы игнорировать весь этот окружающий мир. Когда жена с мужем выясняют, кто будет сегодня забирать ребёнка из детского сада – это переговоры. И если вы на рынке предлагаете отдать товар подешевле, потому что возьмёте много – это тоже переговоры. Или когда друг просит друга помочь ему с перестановкой мебели (а он его за это на дачу отвезёт) – это тоже переговоры. А иногда мы даже договариваемся сами с собой: «Я сейчас съем кусочек этого замечательного тортика, зато завтра целый день проведу на кефире».
Но можно ли как-то типизировать эти самые переговоры?

▶️ Понятно, что любая классификация всегда очень условна. «Люди делятся на два типа: одни делят людей на два типа, другие нет».

Итак, виды переговоров:
🔹Разделение контекстов.
🔹Поиск взаимной выгоды.
🔹Более важное (переговоры о принципах).
И все, о чём мы договариваемся, относится к одному из этих трёх типов. Либо к их смеси.


▶️ Классификация предложена замечательным тренером НЛП Брайеном Ван Дер Хорстом.

🟠
Разделение контекстов
Это переговоры о границах, чаще всего о разграничении ответственности: за что отвечаю я, за что отвечаешь ты.
Типичный пример: переговоры заказчика и исполнителя. У заказчиков часто есть большое желание рассказать исполнителю, как именно он должен делать свою работу, каким инструментом и в какой последовательности, а исполнители любят рассказать заказчику, чего он хочет.
Это переговоры мужа с женой о личных границах: вот это моё, а это общее. «Ты мне не рассказываешь, какую книжку читать, а я тебе не говорю, что тебе сегодня одеть».
Сюда так же относятся явные или неявные переговоры об ответственности консультанта и клиента. За что отвечает консультант, а за что клиент: клиентам часто хочется, чтобы консультант проделал всю работу (что невозможно), а консультантам очень не хочется брать ответственность вообще ни за что (правда есть другая крайность – когда консультант пытается взять ответственность «за всё»).
▶️ По моему опыту, любимая игрушка клиентов – переложите всю ответственность за результат на оператора: «Вы же лучший специалист!», «Ваше направление самое крутое» и т.д. И если консультант сдуру соглашается, то дальше начинается весёлая игра «лечи меня, а я посмотрю, как ты с этим справишься».

🟠
Взаимная выгода
О, на этом строится вся торговля. «Ты мне деньги – я тебе товар». «Утром деньги – вечером стулья».
▶️ Понятно, что когда вы покупаете продукты в супермаркете с его заранее написанными ценами, никаких переговоров не происходит. Но когда вы торгуетесь на рынке или договариваетесь с рабочими, за сколько они покрасят стены – это уже переговоры. О взаимной выгоде.
Но сюда так же относятся переговоры о том, что мы можем дать друг другу: «я тебя научу петь, а ты меня научишь знакомиться», «ты будешь поливать цветы, когда я в отпуске, а я не скажу твоему мужу, что у тебя роман на работе» и т.д.

🟠
Более важное (переговоры о принципах)
▶️ У этого типа переговоров есть другие названия: «Гарвардский стиль переговоров» и «переговоры с посредником».
Ищется что-то гораздо более важное, чем нынешний конфликт (если есть конфликт). Или то, ради чего стоит отложить разногласия.
Это переговоры о том, зачем жить вместе или почему стоит быть бизнес-партнёрами. Большая красивая цель, ради которой мы откладываем разногласия.

▶️ Примером результатов такого типа переговоров, например, является борьба с оспой в шестидесятых-семидесятых годах, когда куча стран, вполне ненавидевших друг друга, объединились ради более важной цели.

Сюда относятся и уже упоминавшиеся переговоры с посредником. Например, посредник при переговорах между разводящимися супругами, который отстаивает интересы детей. Или посредники, которые помогают конфликтующим странам договориться о мире (очень любят этим заниматься бывшие президенты США). А так же консультант, который помогает договориться между собой частям клиента (но об этом чуть позже).

▶️ Например, сейчас активно развивается служба медиаторства – посредников, которые помогают различным сторонам (обычно фирмам) договориться. В некоторых странах фирма может обратиться в суд с иском на другую фирму, только если медиатор даст справку, что «несмотря на все усилия, договориться не получилось».

🟢
Уровни власти при переговорах
Одно важное дополнение.

‼️ Договариваться можно только на одном уровне власти.

Невозможно договариваться с тем, «у кого все карты» - ему просто нечего предложить. Так не получится договариваться с большим начальником (если только вы не приносите фирме существенную часть дохода или являетесь ключевым специалистом): его можно просить, умолять, мотивировать. Но не вести переговоры – его уровень власти намного превышает ваш.
Если ко мне придёт жутко толстый человек, я не буду даже пытаться помочь договориться его частям (о которых позже) – часть, ответственная за набор массы победила окончательно и другие части на неё повлиять не могут.